Германия-2006: дыхание чемпионата мира
Главная > Отзывы туристов > Отзывы о Германии > Германия-2006: дыхание чемпионата мира
июнь 2006
Если зажмурить глаза и представить себе визуальный образ чемпионата мира по футболу, какие картинки всплывут? Ну-ка, попробуем… Зидан пасует, Рональдо бьет, Бекхэм навешивает… Буффон намертво ловит, Бартез чудит, Рикардо отбивает пенальти… Липпи стоит насупившись, Клинсманн вне себя, Сколари негодует…
Таким чемпионат мира долгое время был и для меня. Теперь все иначе. Теперь он для меня не просто передачи, удары и голы, не просто тактические концепции и тренерские задумки… Теперь он для меня – стоязыкая толпа на ступенях Кельнского собора, выдержанные англичане и бесшабашные мексиканцы, зажигательные ганцы и веселые шведки, удрученные хорваты и ликующие австралийцы… Уверен: тот, кто вдохнул атмосферу чемпионата мира, никогда не забудет футбольного праздника планеты…
Еще в начале 2006 года чемпионат мира казался нам с братом чем-то вроде марсианских городов: да, интересно, да, неплохо бы посмотреть воочию, да вот как это сделать – большой вопрос. На деле оказалось, что попасть в Германию во время WC-2006 – совсем не проблема, и сколько бы не пугали бы отечественные СМИ, что-де, мест в гостиницах нет, люди, мол, спят под деревьями, и все, дескать, дорого – верить этому нельзя ни на грош. Попробую рассказать о поездке на чемпионат мира с точки зрения рядового любителя футбола.
Сразу признаюсь: ни на один матч мы не попали… Увы… Но в гущу праздника окунулись вполне себе! Оле-оле! Образно выражаясь, судья того и гляди пригласит игроков появиться на поле. Пора, как говорится, поведать о пути команд к финалу!
Наш путь на WC-2006 начался достаточно поздно – за три месяца до начала мероприятия, потому как брат никак не мог решить проблем с мздоимливым военкомом, а, значит, у него не было загранпаспорта, визы и т.п. К счастью, военкома удалось удовлетворить, к счастью, консульство Финляндии согласилось выдать нам мультивизы, к счастью, в конце апреля компания Germanwings устраивала распродажу билетов на маршрут Хельсинки-Кельн. На вечер 30 апреля оставалось всего лишь одно дело, про которое больше всего хотелось бы сказать: “К счастью, нам повезло…” 1 мая в 12.00 по центральноевропейскому времени на официальном сайте “мундиаля” www.fifaworldcup.com начался пятый, заключительный раунд продажи билетов на матчи.
Авиаперелет в Кельн, помимо цены в 42 евро, нас устраивал еще и вот по какой причине: вокруг крупнейшего мегаполиса федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия располагались еще несколько городов, принимающих матчи чемпионата – в обозримом пространстве Гельзенкирхен и Дортмунд, да и до Франкфурта с Ганновером было буквально рукой подать. Таким образом, без малого половина всех стадионов оказывалась в радиусе пары сотен километров от нашей будущей базы. Учитывая тот факт, что после четырех дней пребывания в Германии мы собирались отправиться погостить к друзьям в Словению (о чем отдельный рассказ), оптимальным казалось улететь из Кельна в Венецию, а там добраться до Любляны поездом. Получалось, что в период с 20 по 23 июня мы попадаем на 8 игр, да каких: Англия-Швеция, Япония-Бразилия, Аргентина– Голландия – пальчики оближешь!
Конечно, мы были не настолько самонадеянны, чтобы питать иллюзии относительно наличия мест на ТАКИЕ матчи, но уж Португалия– Мексика или Франция-Того казались нам вполне “проходными”.
Когда настало время “X”, мы были наготове, и после нескольких часов упорных попыток пробиться в интернет-магазин билетов с разных компьютеров, все же добились своего. Принесло ли это нам радость? Да ни в коей мере… Ну, разве что в первые секунды… Практически вся страница заказов светилась красным, недвусмысленно намекая: продажи нет. Какие-то шансы имелись на пять игр, из которых нам по срокам подходили две: Украина-Тунис и Хорватия-Австралия. Первую пару я сразу отмел – представляете, надеетесь вы увидеть выступление великого Паваротти, а вам суют билеты на “новых русских бабок”… Так как других кандидатур не имелось, я оформил заявку на матч N 44, место действия – Штутгарт (это было нашим дальнейшим планам – как серпом по горлу, а что оставалось делать?). В ходе оформления запроса меня долго выспрашивали, согласен ли я на билеты другой ценовой категории? с ограниченным обзором? в лагере одной из команд? Я под конец согласен был на все… Итог: 200 евро плюс десятка за обслуживание уплыли с моего банковского счета и началось томительное ожидание чуда.
За время, пока мы стояли в очереди, прошел май, я успел осуществить двухнедельное путешествие в Европу, а когда вернулся и решил отказаться от своего запроса, оказалось, что снять заявку можно было только до 1 июня, тогда как с наступлением первого дня лета таковой опции не имеется, о чем Оргкомитет весьма сожалеет. Далее этот орган сообщал, чтобы мы не теряли надежду, потому как последний день, когда билеты могут нам достаться – 20 июня. “Очень здорово! Ну, спасибо!” – хором сказали мы, ведь не зная, попадут нам в руки заветные квиточки или нет, мы не могли толком спланировать переезд на Балканы. В результате мимо нас пролетели распродажи авиакомпании HLX, и, понимая, что к нашему появлению в Германии low-cost ловить уже будет бесполезно, я принял решение добираться в Любляну поездом из Мюнхена, благо сайт немецких железных www.bahn.de обещал на этот вояж приемлемую цену в 29 евро, а до столицы Баварии доехать за ночь, после окончания матча в Штуттгарте: вдруг все же билеты нам в последний момент перепадут.
Наконец, к вечеру 18 июня обрисовался окончательный план путешествия:
20 июня – Перелет Хельсинки-Кельн, осмотр города, посещение фанзоны матча Англия-Швеция. Ночь в отеле в районе Кельна. 21 июня – Переезд через федеральную землю Рейнальд-Пфальц, осмотр Кобленца и Майнца, возможная поездка в Висбаден и далее во Франкфурт на игру Аргентина-Голландия. Ночь в Мангейме. 22 июня – Путешествие по федеральной земле Баден-Вюртемберг, осмотр Мангейма и Гейдельберга, возможно Карлсруэ и Штутгарта. Посещение фанзоны матча Хорватия-Австралия (а если достанутся билеты, поход на стадион). Полуночный переезд в Ульм. 23 июня – Утренний переезд в Мюнхен, отправление в Любляну.
Оставлю за кадром заурядный транзит Петербург-Хельсинки и перелет над Балтийским морем. В 16.10 местного, немецкого времени, говоря футбольным языком, прозвучал стартовый свисток судьи… Наша игра началась!
То, что популярнейшее соревнование на планете уже под боком, стало ясно прямо в аэропорту Кельн-Бонн. Как раз шла трансляция игры Эквадор-Германия, отчего в залах не было ни одной праздношатающейся личности: народ либо сидел в барах перед телевизором, либо торчал возле баров, опять-таки таращась в экран. Пожалуй, можно было бы спокойно уносить багаж смотрящих, а они бы и не заметили.
На выходе из аэровокзала устроились девушки с символикой ЧМ-2006 на одежде. “Откуда вы”, – поинтересовалась, радостно улыбаясь одна из них. “Россия“, – ответили мы улыбкой. “Какой язык понимаете?” – поинтересовалась она, и, узнав, что мы вполне уверенно “шпрехаем” по-английски, вручила нам по экземпляру брошюры “Северный Рейн-Вестфалия в дни футбола”.
Электричка до Кельна обошлась нам каждому в 2.20 евро, поглощенные билетным автоматом возле входа на платформы. Не успели мы собраться с мыслями по поводу предстоящего вечера, как пришел наш поезд и началась недолгая дорога, в 15 минут сроком, за время которой м успели убедиться, что слова “живи футболом, дыши футболом” для Германии 2006 года – не пустой звук. Множество окон гостиниц, пансионов и просто частных домов было украшено национальными флагами той или иной сборной в зависимости от личных симпатий обитателей. Больше всего, конечно, было немецких триколоров, вторыми по количеству стали, пожалуй, полотнища с крестом святого Георгия, а вообще из поезда были видны знамена Португалии, Бразилии, Голландии, и даже Ганы с Того. Может, кто- то из немцев и не заболел футбольной лихорадкой, но уж это был никак не наш машинист, в какой-то момент вклинившийся в монотонное течение поездки, и ликующе объявивший по громкой связи, что счет в мачте “Эквадорен – Дойчлянд” стал “нулл – цвай”!
Таким образом, на кельнский вокзал мы прибыли уже немного подготовленными к предстоящей футбольной сиесте, но это не очень помогло избежать стояния с раскрытым ртом, когда на площади перед готическим собором мы увидели несколько тысяч фанатов со всех концов мира. Народ “зажигал” вовсю – кто кричал, кто дудел, кто махал флагами, и все без исключения рвались участвовать в затеянной тут же игре – что за беда, если на всю ораву желающих приходилось два мяча, летавших в непредсказуемых направлениях: те, кому удавалось хоть на секунду заполучить кожаную сферу, немедленно отправляли ее в небеса – на кого бог пошлет…
Протолкавшись последовательно через толпу немецких фанов, толпу английских фанов, толпу мексиканских фанов, толпу шведских фанов и несколько толп всяких разных фанов, мы сочли необходимым сделать передышку, и направились в Кельнский собор, как-никак самый значительный архитектурный проект средневековья. Расположившись на скамьях внутри потрясающего своими объемами здания, мы привели в порядок мысли и чувства, ненадолго перейдя от шума и гама снаружи к благолепию внутри. К нашему общему сожалению, лезть в вышину надо по пяти сотням ступенек, так что проделывать это с рюкзаками в жару было чистейшей воды самоубийством, а девать поклажу было некуда, потому как на вокзале стояла приличная толпа людей с аналогичными проблемами, и, судя по их виду, все багажные ячейки были уже заняты. Мы решили сделать так: один сидит с вещами, другой лезет смотреть и снимать, после чего происходит смена караула. Брат отправился на восхождение первым, тогда как я несуетливо осматривал витражи и убранство храма. Увы, увидеть Кельн со стопятидесятиметровой высоты мне не довелось, потому как мой спутник вместе с яркими впечатлениями от подъема принес и скорбную весть о том, что вход на башни закрывается в 18.00. Пришлось идти восвояси несолоно хлебавши. В следующий раз непременно слазаю на кельнский собор сам.
Оказавшись снова на улице, мы тут же обнаружили, что веселье продолжается и лишь наращивает объемы. Пустые пивные бутылки устилали мостовую ковром, так что можно было пройти пару километров, ступая исключительно по ним. Местные “бичи” были в восторге. Один из них раздобыл супермаркетовскую тележку, завалил ее “с горкой”, приторочил сбоку две клеенчатые сумки аналогичных трофеев и крутил головой, соображая, где бы достать еще погрузочных емкостей. Тем не менее, несмотря на повальное заливание глаз – никто ни с кем не дрался, никто не “гнул понты”, не орал, не скандалил, не качал права. Казалось бы, английские фанаты должны были в полной мере проявить свой нрав, и мы, сознаюсь, рассчитывали поглазеть на их знаменитые схватки с полицией, да ничего не вышло. Британцы пиво пили, песни пели, но в потасовках замечены не были. Характерной оказалась сцена на Roncalliplatz, особенно мне запомнившаяся: швед и англичанин – у каждого голова раскрашена в цвета национального флага – деятельно обсуждали достоинства своих команд. Увидев, что я их снимаю, они синхронно улыбнулись, и так остались на моей “флэшке”, добродушно обнявшись, в отличном настроении, с предвкушением интереснейшего матча.
Основные мероприятия по части боления должны были проходить в фанзонах, устроенных на центральных площадях огороженных пространствах с несколькими большими экранами. Вход туда осуществлялся в час по чайной ложке, с дотошным обыском. У КПП висел длинный список запрещенных вещей, уже в ходе чемпионата дополненный безалкогольными напитками в пластиковых бутылках; вне ограничений остались только картонные “тетрапаки” (как будто ими кидаться нельзя?!)
Видя, насколько строг и длителен контроль в первой фанзоне, прямо у подножья прославленного собора, мы берегом Рейна вышли к мосту Deutzer, откуда свернули к Heumarkt, где была устроена фанзона N 2. Там народу был побольше, зато и входов было с полдюжины. Пока приглядывались к здешнему пропускному режиму, обнаружили столб с указателями, что где имеется. Одна из табличек сообщала, что неподалеку находится так называемое “фанатское посольство”, а в нем есть “gepackdepot”, дополнительно, для пущего понимания, продублированный “left luggage”. Обрадованные открывающимися перспективами, мы пошли в указанном направлении, но обнаружили только толпу полицейских… и еще один указатель, на этот раз вправо. Пошли по нему. Добрались до следующей таблички. Проследовали заданным курсом. Вышли опять на Heumarkt. Тьфу!
Неподалеку скучала компания волонтеров, типа помогать. Помощнички, ядрена вошь! Ни один по-англйиский ни бельмеса не смыслил, а туда же. С грехом пополам сумели объяснить им, что нам нужно рюкзаки – тык в нос! – положить! – где-то! Ага, доперло, и закивала немчура – там вон, в той стороне вокзал, там и кладите…
С грузом за спиной продержались мы до восьми вечера, бродя по улицам и дивясь всеобщему веселью. То и дело попадались бразильцы, итальянцы, тоголезцы. Наиболее колоритные персонажи подвергались беспрерывным съемкам, а три едва одетые шведки за десять минут не прошли и тридцати метров: их беспрерывно останавливали все, кому не лень, чтобы сфотографироваться в обнимку с белокурыми бестиями.
Звездным часом нашего общения с фанатами стало знакомство с компанией мексиканцев, наяривавших на гитарах возле Кельнского собора. Узнав, что мы из России, потомки Панчо Вильи и Эмилиано Сапаты пришли в восторг, и потребовали научить их какому-нибудь русскому тосту. Просьба сфотографироваться привела их в состояние, близкое к экстазу: брат был обхвачен за плечи, на голову ему водружено сомбреро метрового (я не преувеличиваю!) диаметра и вся компания принялась радостно скалиться в объектив.
Конечно, мы бы с удовольствием продолжили бы веселиться вместе с другими любителями футбола, да с рюкзаками на плечах не очень-то разойдешься. На этом месте придется признаться, что организовывая поездку, я крупно дал маху, не позаботившись заранее обзавестись пристанищем в Кельне. В защиту могу сказать, что в мае моя голова была занята подготовкой ближайшей вылазки в Германию и Бенилюкс, так что следующий вояж несколько отошел на второй план, за что мы и поплатились: если в последний месяц весны свободных мест в гостиницах Кельна было хоть отбавляй, с началом лета ситуация кардинально изменилась.
Все же можно было снять комнату в четырех звездах за полторы сотни евро, но расточительность у меня никогда не была в почете. Пришлось умерить гордыню и искать жилье по округе. Выбирая между северными районами кельнской области и юго-востоком, я предпочел последний вариант, откуда нам было проще продолжать намеченный путь по Германии.
Городок Айторф настолько значим, что даже обозначен на карте страны масштаба 1:2000000. Ехать от берегов Рейна до него 35 минут, и мы, усаживаясь в электричку, наивно считали, что успеем попасть к телевизору к началу кельнского матча. Поначалу для этого имелись предпосылки, потому как по приезде на место нам оставалось бы пройти 3 километра, что, в общем, пустяк. По крайней мере это расстояние было указано в описании отеля – и так оно и было, за одним маленьким уточнением: дистанцию, видимо, мерили линейкой на карте. В самом деле, от пункта А (станция) до пункта Б (гостиница) по прямой было не так далеко, другое дело, что на этом пути имелись приличные горы, вдоль которых мы достаточно долго топали, в душе надеясь, что очередной поворот окажется еще не нашим, и нам не придется взбираться по сорокапятиградусному откосу.
Чаша сия нас миновала, так как “наша” дорога лежала в отрогах возвышенности, но пройтись нам пришлось изрядно. Как говорится, “Если б мишки были пчелами, то они бы нипочем никогда и не подумали так далеко строить дом…” Добрых шесть тысяч метров пришлось нам отмахать, прежде чем показалось место нашего будущего ночлега.
Получив у радушной хозяйки ключи и впридачу 2 бутылки вкусной минералки (бонус системы бронирования), мы ввалились в комнату, бухнулись в кресла и, наконец, вытянули ноги. В телевизоре как раз начинался второй тайм…
Вряд ли кто-то из посетителей www.otzyv.ru выберет местом проживания “Stevens Landhotel”, но мало ли что… Итак, отель этот крохотный, на полтора десятка постояльцев. Предприятие семейное, основанное давным-давно: на стене висит сертификат типа “75 лет безупречной работы”. Номера чистые, без претензий. Второй этаж для курящих, третий для противников этой привычки, на первом ресепшн и ресторан. Главное блюдо завтрака – колбаса разных видов, есть соки, молоко, чай, кофе. Негусто, зато питательно – мы слопали по три здоровенных колбасно-сырных бутерброда и полдня ходили сытые.
Все бы хорошо, да персонал отеля с трудом связывает пару слов по- английски, хотя пообщаться очень хочет. Старичок-официант все рвался обсудить вчерашние матчи, и хотя никто из завтракавших по-немецки не понимал, дискуссия о шансах различных команд прошла оживленно. Сошлись на том, что Бразилия больше всех “гут”, а Германия в целом “нихьт гут”.
Расплатившись с хоязйкой за гостеприимство, мы выбрались на дорогу в удручении от предстоящего перехода, потому как автобус должен был пожаловать только через час. Терять столько времени не хотелось, равно как и топать пешком, и мы решили попытать счастья в автостопе. И надо же, удача улыбнулась нам буквально сразу: нас подобрал минивэн с английскими номерами, на котором граждане туманного Альбиона, папа с сыном, выбирались из какой-то еще более глубокой немецкой глубинки к родным островам. Они любезно согласились довезти нас до Айторфа, куда сами направлялись. В дороге мы бодро пообщались, узнав, что наши благодетели, в отличие от нас, выиграли в лотерее билеты аж на две игры английской сборной, с Тринидадом и с Парагваем. Счастливчики! Семейство было удручено игрой своей команды, разделяя наше недоумение относительно действий защитников “на втором этаже”. Пока мы перемывали косточки британской обороне, автомобиль ехал очень медленно, и казалось, что водитель, плохо владея языком, с трудом подбирает слова, не успевая при этом следить за дорогой. Только расставшись с попутчиками, я сообразил, что бедняга привык к левостороннему движению, и оттого еле тащился, пытаясь скоординироваться в некофмортных условиях.
Поскольку подобравшие нас любители футбола были фанатами команды “Уокинг”, пожелаю их клубу удачи! Даешь “Уокинг” в премьер-лигу!
Купив за 6.10 евро билеты на маршрут Айторф – Линц (Linz, не путать с австрийским Линцем на Дунае!), мы забрались в поезд, предвкушая беззаботную поездку. Через 23 минуты нам светила пересадка в городишке Тройсдорф, откуда спустя треть часа после нашего появления уходил нужный нам поезд на Кобленц. Сразу отправляться в этот город было несподручно, и вот почему: прямой переезд туда стоил минимум 14.70 с человека, тогда как мы рассчитывали потратить 40 процентов этой суммы.
План наш опирался на особенности устройства Федеративной республики. Дело в том, что границы между федеральными землями не есть прямые линии. Часто выходит, что до города, принадлежащего одной земле, можно добраться только через территорию другой. Например, в Tannheim, причисленный к земле Баден-Вюртемберг (Baden-Wurtemberg), путь идет через баварские New Ulm и Memmingen. Соответственно, с проездным билетом одного региона можно попасть в другой, сэкономив кое-какие средства. В рамках этой системы мы хотели доехать до первого пункта земли Rheinland- Pfalz, там приобрести местный Lander-ticket и с ним проехать насквозь всю местность с севера на юг, закончив день в Маннгейме, который хоть и расположен в земле Баден-Вюртемберг, а попадает в зону действия Rheinland-Pfalz-Ticket. Все нюансы “пограничных” перемещений отражены на страницах продажи региональных билетов, начиная с https://fahrkarten.bahn.de/shop/jsp/shop/product_list.jsp?GroupId=513
Итак, по плану, оказавшись в Линце, мы покупали за 25 евро заветный проездной, после чего все региональные электрички, все метропоезда и все автобусы Пфальца были в нашем распоряжении. С мыслями об открывавшихся возможностях мы сидели на платформе Тройсдорфа, хлебали сок, и вполуха слушали сообщения дежурной по станции об опоздании поездов “…бу-бу-бу Менхенгладбах…”, “бу- бу-бу Кобленц…” Можно было разобрать также “фюнф”, и правда, через пять минут после положенного времени прибыл состав с жирными надписями на бортах “Rheinland-Pfalz”, в чье нутро мы загрузились. Полчаса переезда прошли почти незаметно, и вот уже вдали показался Рейн, который мы почему-то собрались переезжать. Тут еще вдобавок за окном обнаружились конные статуи, охраняющие въезд на железнодорожный мост, виденные нами вчера по дороге из Кельна. Не успел я предположить, что в Вестфалии многие мосты украшены подобным образом, как над крышами вознесся знакомый по вчерашнему дню шпиль. Тут уж никак нельзя было сказать, что во многих городах есть кельнский собор – не осталось никаких сомнений, что мы сбились с пути, сев в предыдущий опаздывавший поезд. Пассажиры на перроне, должно быть, долго не забудут открывшейся им с прибытием менхенгладбахской электрички картины: только, значит, разблокировались двери вагонов, как из дверей вырвались двое явно сумасшедших бэкпекеров и ринулись к расписанию, после чего продолжили бег вниз по эскалаторам, вновь вверх и на другую платформу, откуда сей момент уходил поезд на Кобленц.
Сесть в него мы успели. А вот купить билеты – нет! Создалась пренеприятнейшая ситуация, причем о строгости немецких контролеров и суммах штрафов я был весьма наслышан, так что мы провели полчаса в обратной дороге сидя как на иголках. Кстати, видимо, напрасно волновались: при нас какой-то мальчуган, ехавший без билета, и застигнутый в таком виде, совершенно обыденно приобрел оный у миловидной кондукторши. Все же хорошо, что от Тройсдорфа наши билеты были снова действенны, хотя трехчасовой запас их действия подходил к концу.
Линц-на-Рейне был для нас, в сущности, точкой на карте, простым пересадочным пунктом, где следовало “убить” полчаса в ожидании следующего поезда. Откуда нам было знать, какие красоты скрываются от глаза проезжего туриста? Началось все с идеи помыть ноги в Рейне, благо он находился в пределах видимости от станции. Покончив с этим, мы решили пройтись метров пятьсот к пристани теплоходов, разузнать насчет расписания и стоимости проезда. Обзаведясь буклетом, мы не пожелали возвращаться пройденным путем, пересекли оживленное шоссе, прошли сквозь городские ворота… и остановились в изумлении… Перед нами был средневековый город, битком набитый обожаемыми мной фахверковыми домами, площадями, цветниками, фонтанами… Повсюду виднелись столики уличных кафе, неспешно гуляли праздные туристы, а на рыночной площади возле Ратуши стоял фонтан, изображающий горожан, присматривающих за чиновниками. Площадь имеет и другое название – Castenholplatz, в честь бургомистра, казненного шведами (!). Из книги о Тридцатилетней войне я помнил, что шведы хорошо покуролесили в Германии, так одно дело знать, что значительная часть немецких земель была одно время под их пятой, и совсем другое – воочию убедиться, как далеко на юг зашли войска короля Густава-Адольфа.
Захваченные очарованием Линца, мы провели в нем больше полутора часов, так что в следующую точку маршрута попали существенно позже, чем собирались. Планы посмотреть в тот же день Майнц или Висбаден были забыты, и, оставив вещи в камере хранения за 1 евро, мы собрались попристальнее изучить стотысячный город, в котором оказались.
О Кобленце я лично знал только то, что в нем в свое время обосновались французские эмигранты, бежавшие от революционного террора. Оказалось, этот населенный пункт с двухтысячелетней историей обладает немаленьким количеством достопримечательностей. В их число входят несколько храмов, музей Людвига, дом-музей австрийского канцлера Меттерниха, Ратуша, дворец курфюрстов, а также “Немецкий угол”, место слияния двух крупнейших рек – Мозеля и Рейна, и устрашающая крепость на стовосемьнадцатиметровой круче. Этим двум последним местам мы решили уделить особое внимание. Если с углом все было ясно – идешь по набережной, пока не придешь на край земли – то ситуация с крепостью была не такой ясной. Туда определенно имелись возможности пешего подъема, но температура вовсе не располагала к восхождениям, и мы решили ехать наверх с комфортом. В турбюро прямо напротив выхода из вокзала нам дали карту местности и любезно объяснили, как добраться до крепости и где располагается конечная станция канатной дороги. Оказалось, что к подножью отвесных скал идет маршрут N 9, ближайший представитель которого отходил через двадцать минут. Ждать так долго мы не хотели, так что сели на подошедший автобус уж не помню, какого маршрута, обнаружив, что он направляется примерно туда, куда мы хотели попасть. Как выяснилось в дальнейшем, наш транспорт был пригородным, так что многие остановки в черте города пропускал, и, не успели мы глазом моргнуть, как крепость осталась позади, а мы наматывали километры куда-то на северо-восток. К счастью, у нас были региональные билеты, так что вопрос возвращения в нужный район решился элементарно – как только автобус остановился, мы выбрались наружу, перешли на другую сторону и буквально тут же нас подхватила “девятка”, за несколько минут доставившая нас к вожделенной набережной.
К нижней станции подъема с помощью механической тяги можно выйти двумя путями. Первый незамысловат: идем по Charlottenstrasse перпендикулярно набережной Рейна, по окончании улицы чуть доворачиваем влево и по ступенькам поднимаемся к кассе “канатки”. Второй, избранный нами, вариант посложнее, но и побыстрее, и включает короткий бросок пещерами под скалой наискось между двумя вышеуказанными пунктами. Добавлю, что отправной точкой пешеходного маршрута служат ворота в полукилометре вперед по течению Рейна.
Канатная дорога функционирует летом и в первый месяц осени с 9 утра до 17.50, тогда как с середины марта по май и в октябре время работы сокращается на час с обоих сторон. Стоимость проезда в одну сторону 4.20, в обе немного подороже. Станционный смотритель, получив обусловленную плату за перевоз, взял сразу и деньги за входные билеты – по 1.10 с головы, попутно выдав небольшие буклеты с рассказом о прошлом и настоящем фортеции. Возносясь вверх в раскачивающихся сидениях, мы смотрели на раскрывавшиеся пейзажи, предпочтя ознакомиться с полученной информацией по прибытии.
Крепость Ehrenbreitstein является одним из наиболее сохранившихся оборонительных комплексов на всем европейском континенте. Выгодное стратегическое положение здешних холмов, дающее контроль над важнейшими водными артериями, испокон веков вызывало у местных власть имущих желание иметь на возвышенности укрепленный пункт, причем первые постройки на месте теперешних бастионов появились еще до нашей эры. Серьезной системой фортификаций Кобленце обзавелся с 1129 года, а современный вид крепость приобрела между 1817 и 1823 годами. Внутри грозных казематов сейчас обустроены различные выставки и коллекция Кобленцкого государственного музея. Наиболее интересным экспонатом нам показалось средневековое метательное орудие – требушет, в своем натуральном виде устроившееся в одном из многочисленных внутренних дворов. Ну и, конечно, самым восхитительным моментом посещения крепости стал выход к западному обрыву, с которого открывается романтический вид на округу.
Проведя в созерцании достаточно приличное время, мы нашли необходимым подкрепиться, чем бог послал, и перекусили запасенными паштетными бутербродами впридачу с шоколадом. Трапезу нисколько не омрачил тот факт, что до отхода намеченного к отъезду поезда оставалось всего пятьдесят минут. Что за беда! Мы попросту перенесли отправление на час позже, и дело с концом. Не для того ли мы ездим самостоятельно, чтобы самим решать, где и сколько нам быть, когда и куда ехать? И если где-то на пути была задержка, разве это повод сокращать программу пребывания?
Спустившись с высот к автостраде, мы оказались на берегу Рейна, как раз напротив “немецкого угла”. Невдалеке виднелась пристань парома, кажется, даже бесплатного, но пока мы раздумывали, двигаться ли к ней, пришел автобус, соблазнивший нас переездом в городской центр, пропустить который было бы ошибкой, и спустя 10 минут мы в этом убедились.
Расставшись с транспортом, мы всласть поснимали курфюрстовский дворец (вход, увы, запрещен) и прилегающий сад, после чего вышли к Jezuitenplatz, чтобы воочию увидеть фонтан “Шутник” (Schangelbrunnen). Юноша, вознесенный на колонну, похоже, любил “приколоться”, только шутки у него были не слишком остроумные, о чем свидетельствуют барельефы облицовки, на которых этот герой то привязывает к хвосту собаки какую-то дрянь, то дает прохожим пинков, то поливает людей водой. Даже “забронзовев” юный кобленец не оставил своих замашек, и периодически выдает изо рта сочную струю, стараясь “замочить” зазевавшегося путника.
Без сожаления покинув фонтан, мы вышли на открытое пространство, где быстро заметили, что каждый второй присутствующий лопает мороженое. Мы, ясное дело, решили принять участие в истреблении этого продукта и вскоре уже сидели на площади Jozef-Gorres, освежаясь солидной порцией отменного “дас айс”.
За поеданием сладкого мы не забыли своих обязанностей смотреть достопримечательности и сразу высмотрели интересный фонтан, увенчанный странной колонной. Она была составлена из нескольких уровней, изображавших то крестный ход, то пожар, то войну, то какой-то форменный разор. Искусство мастера позволило ему передать трагизм сцен, в том числе пламя, рвущееся из домов. В честь чего все это обустроено, так и осталось неизвестным – ни таблички, ни указателей рядом не имелось.
По Rheinstrasse мы выбрались на набережную, где в изобилии имелись будки продажи билетов на круизы, в том числе на поездки по Рейну и Мозелю зараз. Приедь мы часа на два пораньше, в тот срок, как изначально полагалось, непременно бы покатались на теплоходиках, что в данных обстоятельствах было исключено.
Пройдя немного по берегу великой реки, мы наткнулись на мощную оборонительную систему, ограждавшую местную фанзону. Попасть к “German corner” можно было только после обыска, в ходе которого, согласно правилам, у нас попытались отобрать бутылку с питьем. Сок от поругания мы спасли, пронеся его за кордоны в желудках, а с бутылкой пришлось расстаться. Не то, чтобы было жалко пластиковую емкость, просто непонятно, почему мирные граждане должны страдать из-за каких-то хулиганов?
Сам “немецкий угол” нам вовсе не понравился, в основном из-за того, что подход к стрелке был закрыт громадным экраном: был как раз перерыв между трансляциями, так что болельщиков было немного, и их гомон легко покрывал диджей, ведущий дурацкую викторину вроде: “Если Вы сейчас ответите неверно, Вы проиграли! Итак, на какой реке Неве стоит город Петербург?” В ответ респондент трясущимися губами выдавливает: “Банк!” и так далее.
Сделав несколько кадров залитых солнцем рек, мы, намеренно поплутав по близлежащим улочкам, вышли, как и собирались, к Центральной площади, где пополнили запасы провизии, после чего нас подобрал автобус к станции – с этого места все линии направляются на вокзал. Вещи наши, как и предполагалось, ждали нас в ячейке, поезд в 18.52 стоял под парами, и в назначенный срок мы двинулись на юг.
Буквально за месяц перед этим я проезжал теми же местами, правда, в противоположном направлении, и вот вышла новая встреча с долиной Рейна. Теперь я знал, где на что смотреть, так что виды замков, башен, домиков, виноградников, порогов и перекатов в изобилии пополнили наши кассеты и карты памяти. Вновь были видны озаренные солнцем белая и серая крепости, снова по реке сновали баржи, еще раз удалось посмотреть на величавую реку в предзакатном свете.
Вынужденная пауза в Майнце длилась, как и было рассчитано, 20 минут, по истечении которых мы в сопровождении сумерек поехали в Мангейм, куда и попали без приключений в 22.14.
Удивительно: приличную дистанцию от Кельна до границы земли Баден-Вюртемберг мы проделали “на ура”, а вот в походе по Мангейму, как ни странно, столкнулись с трудностями. Хотя заказанный отель “Wartburg” был в самом центре города, нашу задачу это не облегчило, как раз наоборот. Почему-то улицы вместо названий имели номера и буквы, причем кварталы, как мы убедились на собственном опыте, имели совсем уж странную индексацию. Вход в отель мы нашли почти случайно, обходя очередной прямоугольник по периметру. Забегая вперед, скажу, что и в дальнейшем понять, в каком квартале находится гостиница, мы не смогли, просто усвоили, что искать ее надо между протестантской кирхой и синагогой.
Хоть отель и позиционирует себя как четырехзвездник, я бы лично одну звездочку бы с его вывески сколол. Какой-то он потрепанный, несвежий, прямо как вчерашняя рубашка; такое впечатление, будто его лучшие дни позади. Хуже всего было то, что нам досталась одна кровать на двоих, а попытка сменить номер успехом не увенчалась: свободных комнат, видите, ли не было. Всласть поругав мангеймцев под обзор матчей уходившего дня, мы улеглись, предусмотрительно соорудив посреди кровати разделительный барьер из покрывал и одеял. Наш молодецкий сон в течение десяти часов никакими происшествиями не прервался, так что в четверть десятого утра мы появились в холле бодрыми и изрядно проголодавшимися. Пожалуй, завтрак был самым приятным временем пребывания в гостинице, из-за своей изобильности и комфортной атмосферы. Уж не знаю, куда подевались все постояльцы, но в ресторане сидело не более десятка человек, так что праздник живота проходил в покое и тишине, нарушаемой только радиотрансляцией классической музыки.
За час, проведенный в питании, мы отдали должное сосискам, омлету, нескольким видам йогурта, колбасам, сырам и фруктам, закончив трапезу только тогда, когда обслуга начала выключать в зале свет и убирать продукты в подсобку. Под конец было как-то неловко пить кофе со сдобными плюшками в одиночестве, но учитывая, какие насыщенные сутки нам предстояли, обжорство было оправдано.
По отработанной несколькими путешествиями методе мы выселились из номера, оставили вещи на хранение в отеле и отправились осматривать окрестности. Мангейм, признаюсь, нам не очень понравился, может, по причине пасмурной погоды, может, из-за обилия арабов и негров на улицах. Погуляв часа два, мы решили перебраться в старинную студенческую Мекку Гейдельберг.
Очередной Lander-ticket обеспечивал нам проезд по всей федеральной земле Баден-Вюртемберг, чем мы воспользовались в полной мере. Из Мангейма в административный центр округа Рйен- Неккар ехать всего четверть часа, будь то региональный поезд или местная надземка. В удачные моменты по этому маршруту проходит 3 состава за десять минут, так что не было еще и часа дня, как мы начали знакомство с пятым по величине городом региона.
Перво-наперво нам хотелось попасть в гейдельбергский замок и потом еще увидеть двухсоттысячелитровую бочку. Обзаведясь тут же на вокзальной площади картой, предоставленной местным турбюро, мы выяснили, что к подножью замковой горы идет автобус 42, остановку которого мы заметили справа от вокзала. Мы поспешили к ней, залезли в как раз подоспевший транспорт… и поехали куда-то к черту на рога. Как выяснилось после пересадки в обратном направлении, остановка до центра находится по левую сторону станции. Хорошо, что мы вовремя, пусть и с запозданием, сообразили что к чему и вернулись на исходную позицию, потеряв всего несколько минут. Со второго захода автобус выполнил свое предназначение, сквозь центр города довезя нас до набережной Неккара и высадив прямо возле Старого университета.
Хотя первоочередной нашей целью был замок, торопиться на подъем не очень хотелось, так что мы погуляли по улицам, купили сувениры, прошлись по набережной реки, сделали фотографии возле Старого моста (Alte brucke). Тут брат спохватился, что мы еще не видели громадную бочку, отмеченную как важнейшую местную достопримечательность. В справочнике “Ле Пти Фюте” было русским языком сказано: “Спросите в городе, где находится Гроссе Фас, и любой Вам ответит”. После того, как несколько подряд человек не смогли ничего вразумительно сказать по поводу местонахождения бочки-рекордсменки, справочник окончательно утратил мое, скажем прямо, и без того невеликое, доверие. Покамест мы решили из-за неудач с поисками винного сосуда отложить его осмотр на потом, и направиться все же в замок, благо его-то не надо разыскивать.
На гору можно забраться либо с помощью фуникулера, уходящего от Kornmarkt, либо пешком. Погода была нежаркая, так что небольшая прогулка по мощеным дорожкам оказалась не в тягость. Отмечу, что в одном месте путь разветвляется. Правый поворот ведет ко северному входу в замок, тогда как левый – мы выбрали его – приводит в близлежащий парк, откуда удобно снимать и саму твердыню, и долину Неккара. Затем, посмотрев статую “Отец Рейн”, можно идти “на штурм” укреплений. Входной билет стоит 3 евро, или 4, если дождаться определенного времени и послушать англоязычного гида. Мы решили обойтись своими силами, разжились буклетом и тут же обнаружили, что искомая бочка находится внутри замка. Попасть к ней можно так: идти прямо сквозь первые и вторые ворота, а затем вперед, пока не упрешься в стену, и тогда слева обнаружится вход в винные погреба. Оказавшись внутри, мы первым делом обнаружили здоровенную бочку, высотой в два с половиной человеческих роста. Подивившись размерами, мы прилежно запечатлели фотоаппаратом ее габариты, поцокали языками, и собрались было идти дальше, как заметили, что люди проходят куда-то за угол подземелья, и там издают возгласы удивления. Мы влились в общий поток, зашли в соседнее помещение и, как и все, издали возглас удивления, узрев прямо-таки монстра бочарного дела. Если первая бочка была “да-а-а!”, то для второй слов просто нет. Это была подлинно БОЧКА, раза в три шире, выше и крупнее своей товарки. Человек рядом с такой махиной чувствует себя песчинкой мироздания. Серьезная вещь…
Проведя затем некоторое время на террасе в созерцании окружающих красот, мы чуть позже забрели в Немецкий музей аптечного дела. Поначалу клистирные банки и коробки снадобий нас не вдохновили, но по мере знакомства к экспозицией уважение к ней возрастало. Особенно интересными оказались залы, посвященные средневековой медицине, в которых находились колбы и реторты, перегонные аппараты и всякие приспособления, заставляющие себя почувствовать гостем логова алхимика.
Спуск с горы уже другим маршрутом привел нас на стартовую площадку у фуникулера, откуда мы, прогулявшись по улицам, вскорости попали к Университету, где лишний раз убедились, что, в сущности, простым людям нечего между собой делить: на наших глазах два бородатых иранца и немецкий подросток увлеченно играли в футбол с тремя американцами.
Потом был автобус, еще позже электричка, с которой мы проехали лишнюю остановку от Мангейма, оказавшись на другом берегу Рейна, дабы посмотреть реку со стремнины. Жаль, что в этих местах не так красиво, как в районе Кобленца, и ничего такого особенного занятного мы не нашли, разве что пакгаузы.
Вещи ждали нас в отеле, трамвай – на рыночной площади, а поезд – на вокзале. Отчалив из Мангейма в начале шестого, мы через сорок минут были в Карлсруэ, откуда спустя треть часа уходил поезд до главного города Баден-Вюртемберга. По плану следовало приехать на место около семи, погулять по улицам, посмотреть известные дворцы, а в девять приступить к просмотру матча в фанзоне, после чего в половине двенадцатого сесть на поезд в Ульм с расчетом следующим утром оказаться в Мюнхене.
Прибыв в Штуттгарт, мы обнаружили, что праздник футбола в полном разгаре! Прибывающих встречал марширующий по вокзалу австралийский духовой оркестр, то и дело слышалось пение хорватов, и, как и в Кельне, полчища народу слонялись кругами в поисках багажных ячеек. Как только где-нибудь открывалась дверца камеры, туда немедленно бросался десяток человек в надежде пристроить рюкзаки, но тщетно: если владельцы уже уложенных вещей открывали хранилище, то только чтобы убрать либо вынуть часть пожитков. Дело плавно клонилось к кельнскому варианту. Странно, что государству, без проблем принявшему у себя четыре миллиона футбольных болельщиков зараз (не считая обычных туристов), не пришло в голову дополнительно позаботиться о размещении багажа приезжающих в другие города на матчи любимых команд.
Итак, казалось “повторится все как встарь”. Но не тут-то было! На этот раз мы были готовы такому повороту событий, и, не пробыв на вокзале десяти минут, поехали в пригород Штуттгарта Bad-Cannstadt, надеясь обнаружить заветные ячейки в тамошнем терминале. И нам в самом деле улыбнулась удача! Одна камера была свободной – как раз для нас! Радостно хлопая друг друга по плечу, мы запихали рюкзаки в темные глубины хранилища, отсчитали нужное число монеток, ссыпали их в автомат… и получили денежки обратно. Ячейка, оказалось, не работает… Неудивительно, что вытаскивание вещей прошло под угрюмое коллективное бормотание относительно происхождения, сексуальной ориентации и интимных привычек организаторов чемпионата.
Закончив процедуру извлечения вещей, мы вдруг оказались между двух компаний болельщиков, ожидавших, по-видимому, когда ячейка освободится, и коротавших время зырканьем друг на друга. Объяснения, что ячейка не работает, пропали втуне. Наверное, бедолаги так настрадались в желании освободиться от багажа, что готовы были класть рюкзаки в незакрывающуюся камеру…
Надо было что-то делать, и мы быстро сообразили, что именно. Впереди по нашему будущему ночному курсу в Ульм лежал городок Эслинген (Esslingen), который поезд, выходящий из Штуттгарта в 23.32 должен был миновать в 23.44. Фокус был в том, что за десять минут до этого теми же местами, согласно расписанию, проходил поезд Штуттгарт – Тюбинген. Воспользовавшись им, можно было “спокойно” забрать вещички, вернуться на платформу и сесть в “региональник” до границы Баварии. Если бы в Эслингене мест снова не оказалось, на случай крайней нужды можно было проехать еще десяток километров в надежде проделать тот же трюк в городке с многообещающим названием Plochingen.
Насколько название этого населенного пункта отвечает его сути, нам, к вящей радости, узнать не привелось, потому как в Эслингене багажные ячейки были в основном свободны. Наконец-то мы избавились от ноши на плечах, и могли отдаться футбольному безумию.
Интересно, что ради удобства болельщиков расписание транспорта на время чемпионата мира было изменено, хотя изменения были какие-то странные: поезда, числившиеся в списках, не приходили вообще, зато появлялись другие, невесть откуда и непонятно куда. На одном таком мы вместе с толпой болельщиков прибыли к Gottlieb-Daimler-Stadion. Собственно говоря, к стадиону прибыли мы вдвоем, а фанаты поехали в центр Штуттгарта, в фанзону. Нам же хотелось посмотреть и на само сооружение, и на режим пропуска к нему, и на поведение зрителей, да и зарядиться энергетикой игры тоже не мешало.
В штуттгартских буклетах с инструкциями по поведению на футбольном празднике четко говорилось, что территория вокруг арены разделена на 4 сектора, вход в каждый из которых осуществляется с определенной станции “надземки”. Мы, со “своей” ветки таким образом попали в “желтую” зону, где толклось несколько тысяч человек. Основная масса кричала речевки, пила пиво, веселилась, как могла. На всю толпу серьезными оставались не больше десятка человек, державших в руках картонки с надписями на разных языках “Требуется билет”. Всем остальным было понятно, что на стадион им не попасть, хотя кое-кто пытался договориться с охранниками, впрочем, безуспешно.
Из всей суеты возле стадиона мне больше всего мне запомнилась толпа австралийцев, сомкнутыми рядами прибывшая со стороны автостоянки. Антиподы вовсю размахивали флагами и пели крайне зажигательную песню, повествовавшую о великих достижениях команды с зеленого континента, и о тех высотах, которых она скоро достигнет. Пониманию смысла ничуть не мешала некоторая однообразность текста, состоявшего в основном из имени “Гус”. “Гус-Гус-Гус”, – надрывались первые ряды, вздымая над толпой фигурки кенгуру. “Хэй-хэй, Гус-Гус-Гус!”, – подхватывал арьергард, радостно тряся полуметровым черным пауком. Мы переглянулись – недолго же вам осталось радоваться Гусу, глядишь, скоро и на нашей, российской улице будет праздник. Так что мелодию мы запомнили, авось придется спеть песенку про Гуса где-нибудь на улицах Кейптауна…
А еще возле станции болталась странная компания в футболках совершенно немыслимой расцветки, с надписями “Croralia” и “Austratia” на спинах. То ли мужики не решили, за кого им болеть, то ли были хорватами, живущими в Австралии – осталось загадкой.
Фанзона Штуттгарта была устроена на местной Дворцовой площади (Shlossplatz) и вмещала 45 тысяч зрителей. Присутствовало в тот день, полагаю, тысяч тридцать пять, так что свободные пространства встречались, и это было только во благо, потому что болельщики в основной массе очень основательно курили, из-за чего нам приходилось периодически менять дислокацию. Только после перерыва мы нашли подходящее место, продуваемое ветром в достаточной мере.
В пятнадцатиминутном промежутке между таймами народ ринулся к прилавкам затовариваться пивом, а мы принялись обсуждать впечатления. Тем временем, как только закончилась первая половина игры, после короткой рекламы (всего два ролика – сравните с проделками ОРТ или РТР) на сцену под экранами высыпали скупо одетые девицы, отплясывавшие, по их мнению, что-то зажигательное, а по моему – просто кривлявшиеся. Их сменил волосатый ди-джей, тут же начавший вовсю драть горло, и мы потеряли всякий интерес к происходящему, так что когда народ кругом стал голосить, мы не сразу включились в происходящее. А дело было вот в чем: оказывается, в ходе чемпионата между фанзонами различных городов проводился чемпионат болельщиков. На экране в перерыве появлялись фигурки вратаря и нападающего, готового бить одиннадцатиметровый, взятые из FIFA-2006. Дальше в дело вступала толпа на площади, и чем громче стоял ор, тем лучше и точнее форвард бил по воротам. Поскольку едва ли не весь штуттгартский народ в перерыве ринулся промочить горло, то первые два мяча попали в ворота по чистой случайности, зато потом крик поднялся такой, что показатели в графе “сила удара” зашкаливало. Мы тоже надсаживались во всю мощь легких, и – нашими усилиями в том числе – пять пенальти из пяти оказались точными. К сожалению, наши предшественники были не столь полны энтузиазма, так что Штуттгарт даже с учетом последнего успеха застрял в середине турнирной таблицы…
Второй тайм, думаю, смотрели многие любители футбола, так что не буду описывать его перипетии, ограничившись личными наблюдениями. После гола хорватов площадь затянуло дымом – фанаты сумели пронести через кордоны фальшфейеры, и в приличном количестве, так что скоро Дворцовая площадь стала напоминать съемки картины о Второй Мировой войне. Нет, больше было похоже на некую хорватскую революцию – наиболее рьяные поклонники “клетчатой” сборной влезли на столбы, повисли там гроздьями и махали красно-белыми флагами как безумные. Страстно, скажу, махали, даже жаль, что недолго. Ответный гол австралийцев поверг большую часть собравшихся в уныние, зато стали видны группки фанов из другого полушария, имевшиеся в большем количестве, чем я, например, предполагал.
Несмотря на неудачу собственной команды, жители Балкан отнеслись к произошедшему с каким-то стоицизмом. Не вспыхивали драки, град бутылок никуда не летел, и по окончании игры вся толпа буднично разошлась. Кое-кто отправился спать, а значительная часть, и вместе с ней мы, двинулась на вокзал. В последующие полчаса, куда бы ни шел поезд, он уходил с платформы битком набитый, но никаких эксцессов не наблюдалось.
К нашей несказанной радости, в этот раз немецкие железные дороги сработали как надо. Первая из нужных нам электричек пришла по расписанию и прибыла в Эслинген точно по графику, равно как и поезд в Ульм, который мы ждали, уже обретя поклажу. Переезд прошел буднично, и едва время перевалило за час ночи, как мы очутились на границе Баден-Вюртемберга и Баварии. Здесь мы провели три с половиной часа в ожидании “региональника” в Аугсбург с пересадкой до Мюнхена, и все это время поезда, прибывавшие со стороны Штуттгарта, выплевывали на перрон австралийцев вперемешку с хорватами, часто в процессе обсуждения перипетий игры.
Семь ударов башенных часов мы слушали уже в столице Баварии. Так вот, нежданно-негаданно я снова побывал в Мюнхене, не успев уехать оттуда за месяц до описываемых событий. Город совсем не изменился, разве что на улицах прибавилось футбольной атрибутики. В одном месте мы увидели статуи львов в футболках пентакампеонов. Нет, ладно, камерунские львы – еще куда не шло, но львы бразильские – это слишком! Футбол определенно кружил головы жителям и гостям Германии, и было ужасно жаль, что схема поездки заставляла нас покидать эту страну: спецтариф “Deutche Bahn” на маршрут Мюнхен – Любляна не давал возможности перенести отъезд.
Что мы сказали на прощание? Мы сказали: “Счастливо оставаться, чемпионат! Нам понравилось у тебя в гостях! Мы сперва навестим твоего племянника “Euro-2008” в Австрии и Швейцарии, а там и к тебе через четыре года наведаемся! Так что, никоим образом не “прощай”! Встретимся в ЮАР!”
Вацлав
07/08/2006 14:12