Наш первый прорыв через Альпы. Заметки штурмана

Главная > Отзывы туристов > Отзывы о Польше > Наш первый прорыв через Альпы. Заметки штурмана

апрель 2006
– Давай поедем в отпуск на машине?
– Ни за что!

Прошел месяц…

– Может, все-таки поедем на машине?
– А ты посчитала, во что это обойдется?
– Да, конечно, в десяти вариантах… На машине дешевле, и интереснее, а?
– Я подумаю…

Еще месяц…

– Ну, так мы едем на машине?
– Ладно, уболтала…

Вот так вот, “взятием измором” мужа (далее по тексту – просто Шурик), готовила я совместный отпуск. Правда, пришлось все-таки пойти на кое-какие уступки: купить GPS приемник (в довесок к имеющемуся КПК), разыскать по приемлемой цене взломанный TomTom Navigator и расписать программу отпуска по минутам (ну не любит Шурик экспромтов, что поделаешь… хотя все равно без них не обойдется, но раз уж ему так спокойнее…).

Разработка программы целиком легла только на мои хрупкие плечи. Куда и насколько поехать, честно говоря, металась почти до самого отпуска: столько много интересного, хочется все и сразу… Но в итоге остановилась на следующих городах: Берлин-Кульмбах-Нюрнберг-Абенберг-Хоэншвангау-Мюнхен-Зальцбург-Вена-Ингольштадт-Дрезден-Штольпен-Берлин-Торунь-Гданьск-Мальборк. По разным причинам по факту не состоялось два визита: Абенберг и Торунь.

В германском консульстве сюрпризов, помимо организационных новшеств по уплате сборов, меня не ожидало. Те же документы, что и всегда, те же вопросы со стороны сотрудников: в общем, “пять минут позора” и через день вы счастливый обладатель шенгенской визы. Когда предварительно обзванивала страховые компании на счет медицинской и авто страховки, некоторые особенно повеселили. Росгосстрах, к примеру: “А Австрия – это не Шенген, у нее своя виза и мед.страховка на нее отдельная оформляется (ну, перепутали с Австралией, бывает…) А грин-карты мы не оформляем (на сайте написано, что оформляют)”.

 

09.04.06

Выезжали из дома спозаранку, в 6 утра. Погодка – просто “чудо”: мокрый снег с дождем показался “обнадеживающим” началом, особенно на фоне прогнозов и репортажей по ТВ из Европы (Дрезден, Торунь – чрезвычайное положение (угроза наводнения), Вена – близка к этому, по Австрии в целом – сплошные снегопады). Ну да ладно, прорвемся как-нибудь, народ советовал весла с собой взять, но обошлись и без оных.

От дома отъехали всего около 5 км, как при выезде на Минское шоссе тормозит гаишник, вот ведь не спится людям… Посмотрел он на документы, спрашивает: “Путешествуете?” Шурик, раздраженно: “Да, блин, только от дома отъехали и тут Вы. Хорошенькое начало отпуска”. Гаишник не ожидал, судя по выражению лица, такого злобного выпада, но счастливого пути все-таки пожелал… Шурик: “Опытный, сразу понял, что путешествуем”. Я: “Ничего, что я сижу тут по уши в картах и с GPS в зубах, а на заднем сиденье куча сумок? Тут и тупой догадался бы”.

К Смоленской области снег перешел местами в ливень, местами просто в дождь, но настроение было на подъеме: чем дальше от работы, тем становилось радостнее на душе. Граница с Белоруссией – понятие для граждан РФ условное. Что ничего запрещенного не везем – верят на слово, документы не смотрят, кругом снуют граждане, предлагающие белорусскую автостраховку. Но нам этого добра не надо и с пожеланиями счастливого пути мы подъезжаем к первому пункту оплаты за проезд по платной дороге. Только проезжаем шлагбаум, поднимаем головы и видим чудо: чистое голубое небо, солнышко и ни следа дождя, хотя 5 минут назад все было серым и мокрым…

Белорусская дорога порадовала почти полным отсутствием машин на дорогах, слегка расстроила качеством покрытия (после суровой зимы кругом шел интенсивный ремонт, и большая часть была уже отремонтирована; но в некоторых еще неотремонтированных местах пришлось даже пару раз останавливаться и проверять, все ли в порядке с колёсами, т.к. трясло как на стиральной доске…). По дороге “туда” договаривались ехать по правилам, ибо денег на штрафы я в бюджет категорически отказалась включать. Видимо, по причине “правильной” езды или просто по везению даишников на белорусских дорогах нами обнаружено не было.

П/п “Варшавский мост” встретил нас в районе 6-ти вечера огромной толпой машин, минимум часов на 12.

Подходили “добрые самаритяне”, предлагающие за 150 евро пройти быстрее, мы отказались. Сначала хотели было ждать до утра и поспать за это время, а потом решили по совету тех же пограничников поехать в Домачево, там, говорят, всего пара машин. На деле так и оказалось, прохождение границы отняло всего около часа. Перед отъездом мы начитались разнообразных страшилок про Белорусскую таможню, вымогательства и т.п., но ни с чем подобным мы не столкнулись в своей поездке. Напротив, белорусы были весьма любезны, шутили, давали советы, да и просто добросовестно выполняли свою работу. Мы честно сознались в криминале: везем две лишние пачки сигарет и не декларируем. Шурику повезло, ему их оставили.

К польской стороне тоже никаких претензий. Не найдя у нас мясных продуктов, а также горячительного сверх нормы, нас допустили к паспортному контролю. Здесь задали вопрос, который нас очень веселил всю поездку… Польский пограничник: “И надолго Вы к НАМ, в Евросоюз?”. Почему мы веселились – будет понятно позднее. В Польше изначально планировалось заночевать, а потом двигаться дальше, но Шурик решил ехать до упора. “Упор” наступил где-то под Варшавой, поспали 2 часика в машине на заправке и двинулись дальше.

 

10.04.06

Надо сказать пару слов про GPS-навигацию… Из-за низкого покрытия Восточной Европы TomTom в Польше и Белоруссии порой вел себя, как потомок Ивана Сусанина: периодически ему казалось, что мы едем по полям/болотам, или сам пытался нас заставить свернуть туда, где и дорог-то нет… Но позднее в Германии/Австрии он себя реабилитировал на все 100%. Собственно говоря, Восточная Европа и не выходила еще официально, так что какие тут претензии. Из-за этих дурных наследственных наклонностей нашего электронного проводника мы решили в Варшаве положиться на бумажные карты, но немного все-таки заплутали, а выбирались по навигатору, и довольно быстро. Видимо, крупные города в Польше у него более подробно заложены, можно доверять. Через пару часов мы сделали еще одну остановку на заправке, отдохнуть/поспать. Подремали опять 2 часа.

Перед границей хотели помыть машину (все-таки, после снега и дождя…), но еле нашли мойку для легковушек, для фур – без проблем. На мойке, кстати, встретили наших подмосковных дальнобоев, пропустили нас без очереди (тоже бывают неплохие ребята, оказывается…).

От Франкфурта-на-Одере всецело положились на TomTom, который загадочными тропами довел нас до Берлина и по Берлину четко вывел до нужного нам дома. Совет: при выборе режима устанавливать лучше “быстрейший”, а не “кратчайший”, т.к. иначе этот умник сворачивает с нормальных дорог во дворы, ибо так короче… Чем еще оказалась полезной система навигации: везде идет ремонт, куча дорог перекрыта и по карте не успеешь, не останавливаясь, сразу сориентироваться, куда ехать дальше в незнакомом городе, а с навигацией выпутывались очень быстро.

Ну все, доехали. Добрались мы из дома до Берлина за 31 час со всеми остановками/ночевками. Здрасьте, дядя с тетей, принимайте гостей. И хотя время было только начало двенадцатого, желаний кроме как поесть/выпить(у Шурика, от стресса, полученного первым опытом вождения в Европе)/отдохнуть/поспать, не возникло. Завтра, все будет завтра…

 

11.04.06

За все предыдущие поездки в Берлин я почему-то ни разу не была в Шпандау (www.zitadelle-spandau.de). Туда-то мы и направились первым делом. Надо отметить, что данная Цитадель является старейшей не церковной постройкой Берлина (по документам, по факту до нас дошли только более современные постройки). Но прославилась данная крепость не только своей стариной и своим исключительно выгодным географическим положением, но так же тем, что во времена Третьего рейха здесь располагалась газовая лаборатория. О данных временах напоминает ряд экспонатов в музее, к примеру, противогазы для животных. В целом, весьма достойная посещения со всех точек зрения достопримечательность, с площадки перед старейшей башней Юлиустурм открывается исключительный вид на район Шпандау. В хорошую погоду обязательно стоит не спеша прогуляться по старому городу, у нас же из-за холодного ветра и моросящего дождя получилась “пробежка”.

После Шпандау заезжаем по старой памяти за покупками на Вильмерсдорферштрассе. Как Вам картина стоящего посреди одной из центральных улиц столицы более-менее прилично одетого человека, на глазах у всех справляющего малую нужду? Именно это мы увидели на выходе из метро. В небольшом шоке (а как же законы, полиция и т.п.?) бродим по магазинам и вспоминаем, что уже надо бежать домой, нас там гости заждались…

Вечер проходит в бурной полемике по поводу свобод, прав и прочим порождениям демократии в России и ГДР. Трудно спорить с людьми, выехавшими из СССР в начале девяностых годов и в основной своей массе больше не вернувшихся туда ни разу. Но одно безусловно бесспорно: честь и хвала Германии, принявшей к себе пенсионеров, ни дня у них не проработавших, и несмотря на это обеспечившей им достойную пенсию. Нам до этого – как пешком до того же Берлина.

А кто моложе – кто хотел найти работу, тот ее нашел. Во всяком случае, “несчастных людей, живущих на пособие по безработице в 300 евро”, как кто-то писал на форуме, я не встречала. Но зато я и не видела, чтоб где-нибудь в России здоровый бугай просил денег, просто так или на корм собачке, у нас хоть больными прикидываются…

 

12.04.06

С точки зрения новизны ничем не примечателен. Но и просто отдохнуть тоже надо, не все ж в погоне за впечатлениями… Люблю наблюдать, насколько преображается с каждым приездом восточный Берлин. Практически не осталось страшных мрачных зданий, не в том смысле, что их снесли (хотя и такое присутствует), но их очень умело реставрируют. Весело раскрашенные в разные цвета они совершенно преобразили облик восточной части города. А вот мусорить стали больше, хотя многое, конечно, зависит от конкретного двора. Но раньше мусор был больше присущ турецким кварталам. Да, что-то меняется в лучшую сторону, а что-то в худшую, как и везде. Но все равно я люблю приезжать в Берлин, это город, где чувствуешь себя “в своей тарелке” и с каждым приездом он открывает в себе какую-то новую грань, новую черту…

Прогулялись по старым знакомым местам, полюбовались на преображение Алекса (ТВ-башни) в футбольный мячик: футбол футболом, но зачем же так уродовать символ города?

 

13.04.06

В Кульмбахе, собственно говоря, меня интересовал замок Плассенбург (www.schloesser.bayern.de), как один из основных целей поездки (крепости/замки/дворцы, потом все остальное…). С этим замком связана легенда о Белой даме (привидение, являвшееся представителям династии Гогенцоллернов как предвестник смерти). Одна из версий этой Белой дамы – Агнесс Орламюнде, проживавшая когда-то в замке Плассенбург. И хотя легенда очень расходится с исторической действительностью, жуткая история придает особую загадочность великолепной массивной крепости в стиле маньеризма.

– Вам с экскурсией или без?
– Ну да, с нашим немецким только экскурсии слушать: муж ни слова не понимает, а я большую часть все равно не пойму. Мы уж как-нибудь сами…
– А Вы откуда, из Чехии, Словакии?
– Да нет, из России.
– А откуда конкретно?
– Из Москвы.
– О, вчера показывали Москву по телевизору, такой красивый город…
– Москва – великолепный город, будет возможность – обязательно посетите, не пожалеете!

Вот так по мере возможностей рекламировали столицу нашей Родины.

Стоимость парковки на центральной стоянке 90 центов/2 часа. Если планируете осмотреть все музеи в замке и еще окрестности (а там есть что посмотреть!), Вам этих двух часов не хватит, рассчитывайте заранее на большее, чтоб не бежать потом к стоянке. Любителям пива наверняка захочется зайти в музей при местной пивоварне (пиво Кульмбахер). Но нас ждал Нюрнберг, на который было отведено всего полдня, надо торопиться!

Немного беспокоило, как мы в разгар дня на машине будем пробираться к центру Нюрнберга, но добрались без проблем, правда, при словах навигатора “Вы у цели” не заметили вывеску отеля (ну, слона-то мы и не приметили…) и свернули напротив него в переулочек, чтоб пешочком разыскать. Пока я пошла искать отель, Шурик уже умудрился познакомиться с милыми старичками, видимо, сто лет тому назад выехавших из Союза, ибо многих слов они уже не помнили и говорили на русском с трудом, но с большим желанием нам помочь и посоветовать, что посмотреть. Старичок очень переживал, что мы приехали на короткий срок и в Пасхальные праздники (многое закрыто), уж очень ему хотелось, чтобы мы увидели красоты его города. Приятно, когда случайно пересекаешься с такими милыми людьми, особенно если учесть, что у них была куча поводов отнестись к представителям России недоброжелательно (что, судя по рассказам, нередко наблюдается сейчас в Польше, сами не сталкивались).

Senator Apart Hotel 3* нам понравился, через www.hrs.de обошелся в 59 евро с завтраком и бесплатной сауной. При отеле есть подземный гараж (платно) и общественная парковка (бесплатно). Вежливый и приятный персонал. Пешком до старого города минут 20.

Старый город, окруженный мощной городской стеной, воспринимается как-то совершенно раздельно от самого Нюрнберга. Ибо Нюрнберг вне стен старого города, честно говоря, впечатления не произвел, даже наоборот, оно было скорее отрицательным. Сильно загазованный воздух (хотя что еще ожидать от индустриального города?), не особо чисто, много скоплений молодежи из восточных стран, ведущих себя не совсем адекватно. При возвращении в гостиницу уже в сумерках в одиночестве мы проходили мимо толпы одних таких, орущих что-то на всю улицу и оживленно жестикулирующих, ощущения не из приятных.

Но стоит Вам войти внутрь городских стен – и Вы оказываетесь в весьма интересном и красивом месте, где местные власти умудряются сочетать несочетаемое: как Вам станция метро в старинной башне? Ну, кто куда в первую очередь, а мы к замкам, точнее, к Кайзербургу (www.schloesser.bayern.de). По пути проходим по мостику через речушку Пегниц, очень интересны и своеобразны домики у берегов, а в сочетании с едва пробивающейся весенней зеленью ив и зеленущей водой реки это смотрелось просто сказочно.

Возле замка на каждом шагу можно попробовать знаменитое местное блюдо: “Drei in am Weckla”. Говорят, оно настолько вкусно, что даже некоторые вегетарианцы изменяют своим принципам. Но я устояла. Практически каждый правитель (самый известный из них, наверное, Фридрих Барбаросса) считал своим долгом что-нибудь перекроить в данной резиденции, и от первоначального оригинала мало что осталось, но и в нынешнем своем виде Кайзербург по праву считается одним из самых значительных и красивейших замков Германии.

Экскурсовод попался хороший, рассказывал интересно и увлеченно, даже Шурику, которому доставался мой скудный усеченный перевод, понравилось. В завершение (или для начала?) стоит пройти вокруг крепостных стен и подивиться мощи данной постройки. Зайдя на пару минут в собор св. Себальда остаемся там… почти на полчаса. Причина – не только прекраснейший внутренний интерьер, но и великолепнейшая органная музыка. Службы не было, но он звучал, и как звучал! Попытка записать звучание на мобильник не увенчалась успехом, качество подкачало, а жаль.

Отведенного для Нюрнберга времени было явно маловато, но мы и не пытались объять необъятное, когда-нибудь мы будем проезжать этот город снова и полюбуемся на то, что не успели посмотреть. А пока мы просто неспешно погуляем по улочкам старого города, что увидим – то увидим, ведь главная часть программы – замок – выполнена.

 

14.04.06

Из первоначальной программы безжалостно убирается визит в г. Абенберг, где находится один из значительных франконских памятников истории – замок Абенберг (www.kulturpfad-franken.de). Я подумала, что впечатлений на сегодня нам хватит и в Хоэншвангау, и оказалась права. Абенберг остается на следующие поездки (есть у меня уже такая папочка, “Будущие отпуска” называется), тем более, что в Абенберге помимо замка находится и интересная пещера, а на момент нашей поездки она была еще закрыта.

По мере нашего приближения к следующей цели поездки, Хоэншвангау, а если быть точнее: к замкам Нойшванштайн (www.neuschwanstein.de) и Хоэншвангау (http://www.hohenschwangau.de/319.0.html), пейзаж кругом становился не просто красивым, а захватывающим дух. Сфотографировать хотелось всё: и приближающиеся Альпы, и мелькающие окрестности, очень жалели, что не было камеры.

Несмотря на середину апреля, кругом лежал снег, не слегка, а прямо сугробами. Что удивительно: дорога была идеально сухая, такой вот парадокс. Погода в целом была пасмурная, но по мере приближения к Хоэншвангау прямо над ним было ясное, голубое небо, светило солнце и сверкали белоснежные сугробы. Мы подумали, что на улице холодно, я еще в машине тщательно укуталась, но на улице было около 15 градусов. Забавно было наблюдать за туристами, предположительно японцами (кто-то из немцев вроде так сказал), как они брали в руки снег, радостно болтали друг с другом и веселились, как дети, кидая снежки.

Стоянка на центральной парковке обойдется вам в 2 евро/сутки. Есть стоянки и ближе к замкам, но оттуда дальше идти до касс. В кассы была громадная очередь (впрочем, шла довольно быстро), от которой к 3 часам не осталось и следа.

До начала экскурсии в замок родителей Людвига II есть еще время, бродим по окрестностям. Лебединое озеро затянуто льдом, но от этого не менее прекрасно. Вообще было ощущение того, что мы попали в какую-то сказку: все вокруг было красивым, нереальным и… каким-то игрушечным.

Организация экскурсий и аудиогиды оставляют желать лучшего: в маленькие помещения замка загоняют огромную толпу туристов и пробиться к экспонату, о котором в данный момент что-то скудно рассказывает гид, не представляется возможным, а задержаться тоже нельзя: вас уже надо запирать в следующей комнате. Но, как говорится, если что-то действительно прекрасно – это ничем не испортишь.

Фото/видео съемка запрещена, но одному японцу по фигу, пока его засек сопровождающий, он уже немало нащелкал, да и потом украдкой, интересно, его хотя бы оштрафовали? А то обидно, мы без фоток, а он…

К замку Нойшванштайн можно добираться разными способами, мы пошли пешком (запас между экскурсиями около часа), слегка утомительно, но весьма живописно. Впечатления от организации экскурсий и аудиогида аналогичны предыдущим. Внутренний интерьер замка с мотивами опер Вагнера – словами не описать, ЭТО надо видеть. Очень хотелось пройти к Мариенбрюке, но, посмотрев на ручьи и сугробы на дорожке, к нему ведущей, не пошли. В целом данная местность прекрасна в любое время года, но нам показалось, что наиболее выгодно она должна предстать в красках ранней осени. Как знать, может, когда-нибудь и увидим… По пути к Мюнхену мы проезжаем через Штарнберг, в одноименный замок в котором заключили сказочного короля, но время уже позднее, ничего не работает и мы проезжаем мимо…

TomTom легко приводит нас к пункту нашего назначения: отелю Demas Garni 3* (www.hotel-demas.de). Через www.hrs.de с учетом цены на выходные двухместный номер обошелся в 69 евро/сутки с завтраком, парковка бесплатно (и подземный, и наземный паркинг), бесплатная сауна. От отеля до центра 20 минут езды на S5, до остановки (Unterhaching) 5 минут пешком.

Во всех отношениях приятный отель: и номер, и завтрак, и персонал, нам не к чему было придраться (да и желания не было, если честно!). В этом отеле впервые воспользовались беспроводным интернетом (после получасовой пытки девушки на ресепшн по поводу тарифов и настроек КПК, держалась молодцом!), дорогое удовольствие, однако: 5,93 евро за полчаса.

 

15.04.06

Сегодняшний день целиком и полностью посвящен Мюнхену. Маловато, конечно, но на первое знакомство нам хватит. Знакомство оказалось интересным, правда, на центральных исторических улочках было не протолкнуться и это слегка раздражало (в особенности в ожидании представления на Glockenspiel в Новой ратуше), но, в конце концов, не одним же нам захотелось в Мюнхен. Тем более что наконец-то и погода нас порадовала: когда тепло, бродить приятнее…

Для поездок на транспорте приобрели партнерский проездной на день (8,5 евро на белую зону, для 1-5 человек). Подробную информацию о билетах и тарифах, а также схемы движения транспорта можно найти здесь: www.mvv-muenchen.de. Для тех, кто в Мюнхене на более длительный срок и намерен много ходить по музеям, наверное, имеет смысл приобрести Welcome Munich Card, хотя мне скидки показались слишком незначительными.

При выходе в город на остановке Marienplatz сразу обращаешь внимание на Новую ратушу. Ну красивый это стиль, что нео, что просто готика. И хотя кто-то писал, что в любом европейском городе Вы найдете практически одинаковые соборы/здания в готическом стиле и какой смысл осматривать их все – я не согласна. Каждое здание интересно и уникально, даже при большой общности во внешнем облике. Химер на фронтальном фасаде, аналогичных тем, что в Соборе Парижской Богоматери, мы опознали, а вот какие там еще злобные существа (я не имею ввиду исторических персонажей) – мы потерялись в догадках. При визуальном сравнении Новой и Старой ратуш начинаешь сначала думать, что ошибся в названиях: Новая выглядит старее Старой, “оптический обман”.

В туристической информации на Мариенплац можно бесплатно взять журнал (на английском языке) про Мюнхен, там описаны основные достопримечательности, указаны адреса и как проехать. Ну, или можно купить путеводитель на русском.

Попытка идти строго по намеченным дома достопримечательностям была обречена на провал: за одной достопримечательностью прячется другая и начинаешь метаться из стороны в сторону. Поэтому решено было просто гулять и наслаждаться Мюнхеном во всей его красоте спонтанно, куда ноги повернут.

Но время уже обеденное и не мешало бы подкрепиться, а где это еще лучше сделать, как не в придворной пивоварне Хофбройхаус, совместив приятное с еще более приятным? Сказать, что там было много народу – значит, ничего не сказать. Был выходной день, а вдобавок ко всему накануне какая-то местная футбольная команда одержала очередную победу, можете представить, что творилось в Хофбройхаус. В главном зале оркестр практически полностью заглушался гулом голосов отдыхающих баварцев/туристов и футбольных фанатов. Сесть, разумеется, некуда.

Но Шурик преисполнен решимости выпить местного пива не иначе, как в этом месте и поиски приводят нас во внутренний дворик, где мы успеваем разместиться, опередив парочку таких же страждущих. Местного колорита добавляет общение с компанией баварцев за нашим столиком: в итоге Шурик теперь умеет правильно есть белые мюнхенские колбаски, разделывал их под чутким руководством местного населения. Разбитый мной бокал с пивом добавляет всем поводов для веселья и шуток. В таком месте и атмосфере даже мне, отнюдь не любителю пива, вкус так и недопитого мной живительного напитка показался почти изумительным…

На улицах города мы не раз встречали мужчин в традиционных баварских костюмах, они у них до сих пор в ходу. Ну и конечно же, символ Мюнхена – Лев – встречается в различных ипостасях на каждом шагу. Но лично меня Мюнхен к себе не только расположил своей красотой, приветливостью и какой-то непередаваемой атмосферой, но и… вызвал уважение мирной демонстрацией против военных действий в отношении Ирана, которая на фоне плаката в сувенирном магазине с физиономией господина Буша и надписью “59017382 американцев не могут ошибаться” показалась мне почему-то очень к месту.

Перед Резиденцией местное население коротало время за какой-то игрой в металлические шарики, русские “Городки” на баварский манер, если можно так сказать, возраст вовлеченных в процесс – абсолютно разнообразный, гуляют все! Перед планом местности в придворном саду долго думаем, в какую сторону дальше пойти, переговариваясь между собой. Слышу разговор молодых людей позади нас:

– Русские, что ли?
– Ага.
– Может, мы можем им чем-то помочь?

Вот такие они любезные, местные жители, готовы прийти на помощь туристу просто так… Но нам помощь не нужна и мы идем самостоятельно в сторону Английского сада. Вот что мне нравится в немецких парках, так это царящая там свобода, которая при этом никак не напрягает окружающих. Приходи, устраивай пикники, загорай, веселись! И всем хорошо, и всем весело. Но такая атмосфера затягивает, Вы теряете бдительность, и парк незаметно крадет все Ваше время. Надо вырываться, хотелось бы еще погулять по городу.

Из того, что еще более всего запомнилось, был музей БМВ. Вернее то, что выставлено на обозрение ввиду ремонта основного помещения музея. А если быть еще точнее – запомнилась жутко довольная мордочка Шурика, севшего за руль раритетного БМВ, отданного на растерзание туристам. Мюнхен – город, в который обязательно хочется еще неоднократно вернуться, хочется окунуться в наверняка незабываемую атмосферу фестиваля Октоберфест, но я представляю, какие там толпы народа в это время.

 

16.04.06

Ну ладно, Мюнхен, мы не прощаемся, а говорим до-свидания. А пока едем в Австрию, Зальцбург. Если честно, на решение поехать в Зальцбург (хороший сайт по Зальцбургу: www.salzburg.info) повлияли красивые виды города, размещенные в интернете. До этого знала про город только то, что там родился Моцарт. А начала читать про него – и затянуло… То, что мы увидели, даже превзошло мои самые благоприятные ожидания. Наверное, было очень удачное стечение различных обстоятельств: отличная погода, прекрасное настроение и просто красивый город. Хотя многие пишут, что Зальцбург не производит впечатления и там нечего делать, нам хотелось провести там минимум неделю вместо запланированных двух дней.

Изначально мной был выбран в Зальцбурге семейный пансион “Haus am Moos”, но поскольку я как-то затянула с запросом, за 3 недели уже выяснилось, что мест нет, все забито в связи с пасхальными праздниками. Ну что ж, в срочном порядке пишу пару запросов и выбираю другой пансион на этой же улице, Brunnmeisterhof (http://members.aon.at/brunnmeisterhof/), 44 евро на двоих в сутки с завтраком. Стоянка у дома бесплатно. Приятная хозяйка пансиона, живописная улочка Moosstrasse, и вид с балкона на гору Унтерсберг сгладили наше небольшое недовольство номером (не очень чистые стаканчики под зубные щетки, но у нас были свои; чьи-то волосы валялись на полу, впрочем, к нашему возвращению вечером пол привели в порядок. Просто мы приехали раньше, чем сообщали, и номер не успели перед нами убрать).

Остановка автобуса прямо напротив дома. До центра – минут 15-20. В Зальцбурге обязательно стоит купить Salzburg Card (http://www2.salzburg.info/sehenswertes_281.htm), окупается с лихвой. Она имеется в продаже в большинстве отелей/пансионов, но нам немного не повезло, мы за ней ездили на площадь Моцарта в бюро туристической информации (стоимость билета у водителя 1,6 евро).

Достопримечательностей в Зальцбурге много, но большинство из них весьма компактно располагаются в центре города. Крепость Хоэнзальцбург (www.hohensalzburg.com) видна практически с любого места в городе, собственно говоря, она меня и завлекла в этот город. Как же, самая большая в Центральной Европе неприступная крепость (за все время своего существования ни разу не была взята штурмом, лишь однажды добровольно сдалась… Наполеону, видимо, чтоб не подмочить репутацию), оплот католицизма во время тридцатилетней войны как нельзя лучше соответствовала избранной тематике отпуска. В отличие от замков Хоэншвангау и Нойшванштайна, аудиогид был вполне сносным, размер групп позволял осмотреть то, о чем шла речь.

Из крепости открывается красивейший вид на город. При спуске из крепости в город (мы пошли пешком, можно и на фуникулере, но не так интересно, а вот подниматься лучше на подъемнике, для обладателей Salzburg Сard все равно бесплатно), у Вас что ни шаг – то новая достопримечательность.

На кладбище св. Петра можно увидеть семейные склепы, в которых захоронения насчитывают несколько веков вплоть до нашего времени. На решетках старинные замки, а за склепом, очевидно, до сих пор ухаживают потомки. Слышим смех группы туристов и удивляемся, вроде, место не совсем подходящее. Подходим… и сами едва сдерживаем улыбку: стоят 7 крестов с именами женщин с одной фамилией, с интервалом захоронения года 2, видимо, тут тоже был своя Синяя борода.

Сам город очень уютный и красивый, с ненавязчивым (в смысле, ненапрягающим) туристическим сервисом. Т.е. турист там как-то очень органично вливается в обыденную жизнь города и не чувствует себя инородным телом или дойной коровой. Из всей нашей поездки самые восхитительные и теплые воспоминания мы увезли именно из этого города. В чем-то нам повезло: в украшенном к пасхе Кафедральном соборе была служба, и мы вновь смогли насладиться звучанием органной музыки.

Наглые туристы встречаются везде: во время службы не разрешено фотографировать, но пожилая, с виду приличная женщина все-таки подобралась как можно ближе к месту действа и почти “из-под полы” сделала пару кадров и спешно удалилась. Что за идиотизм? В музее при соборе очень интересная коллекция разнообразных морских гадов и прочих “интересностей”, нам понравилось. Весьма подробный и интересный аудиогид на английском (на русском нет). А с чем-то не повезло: с посещением внутренних помещений Резиденции: там шла выставка и попасть можно было только в картинную галерею. Устав ходить пешком, решаем прокатиться по реке (http://www.salzburgschifffahrt.at/).

На фотографиях Зальцбурга речка Зальцах неизменно глубокого синего цвета, а на деле она оказалась буро-зеленой (впрочем, как и позже “голубой” Дунай в Вене), но очень красиво смотрелась на солнце. Прогулка на катере, несомненно, заслуживает Вашего внимания, где еще Вы покружитесь по реке под звуки вальса? Исполнение катерком танца было виртуозным и завершалось бурными аплодисментами восхищенных пассажиров. Хорошим завершением дня была длительная прогулка по Moosstrasse. Яркая зелень лугов, закат солнца, живописные австрийские дворики и величественная гора Унтерсберг: ну что еще для счастья в отпуске надо?

 

17.04.06

Попытка встретить рассвет с высоты 2000 м на горе Унтерсберг (www.untersbergbahn.de) потерпела провал (не замечала раньше за Шуриком боязни высоты). Жаль, было бы весьма романтично, а так пришлось довольствоваться видом с балкона – тоже ничего… Другое разочарование поджидало нас и парочку англоговорящих туристов на подходе к музею пива: в связи с пасхальными праздниками он был закрыт. Печально было смотреть на лицо Шурика, сразу как-то погрустневшее и поникшее. Ну да ладно, едем за город, в Хельбрунн (www.hellbrunn.at)!

Остановки в автобусе не объявляли, рассмотреть, какая впереди остановка также не представлялось возможным, и я пыталась их считать. Но беспокоилась напрасно: Хельбрунн объявили громко и заранее, так что мимо не проехать.

Потешные фонтаны Маркуса Зиттикуса старее, чем их аналоги в Петергофе. В нашем Петергофе великолепный парк, фонтаны… но потешные фонтаны нам понравились гораздо больше в Хельбрунне! В Петергофе мы были в прошлом году и часть потешных фонтанов либо была сломана, либо отключена (за редким исключением). В Хельбруне же из экскурсии по этим фонтанам устроили великолепное представление.

Заинтригованные уже при входе (висит табличка с надписью что-то вроде: “Вы входите на свой страх и риск”), с интересом идем за гидом к первому шедевру. Экскурсия проходила на 3-х языках (английский, немецкий и итальянский), проводилась гидом, виртуозно владеющим вниманием публики и умеющим интересно и весело преподнести самые обычные факты истории. Ничего еще неподозревающие, рассаживаемся на подиуме перед мраморным столом и с увлечением слушаем историю создания дворцово-паркового ансамбля, плавно подходя к развлекаловкам Маркуса Зиттикуса.

Желающие приглашаются присесть к столу. Ничего неподозревающая итальянка в изысканных мехах (а на улице жара…) гордо продефилировала и присела на один из стульев. Бедняга ведущий даже решился дара речи, очевидно, представив себе состояние мехов 5 минут спустя. Итальянка заподозрила что-то неладное в его молчании и раздумала принимать участие. Итак, все места за столом заняты и гид рассказал историю про данный столик, завершив ее словами, что что бы ни случилось, гости обязаны были оставаться на своих местах и тех, кто сейчас сидит за столом, это тоже касается. При этих словах он включает рычажок и бедняг поливает водой со всех сторон, включая дырку в стуле. Хохотали все, включая бедняг “с подмоченной репутацией”. Совет – если хотите поучаствовать, но не хотите мокнуть: садитесь во главе стола спиной к зрителям – это место Маркуса Зиттикуса, он выходил сухим из воды.

Вот все потихоньку переходят к другой площадке, а коварный гид снова нажимает на какой-то рычажок и… кто не спрятался – я не виноват, досталось почти всем, мне струя метко попала за шиворот. Мы давно так не веселились, как на этой экскурсии, но наблюдали следующие аттракционы, уже предварительно выискав сухие места (все-таки нам возвращаться в общественном транспорте, а поехали бы на машине – с удовольствием бы помокли). Впрочем, высохнуть можно было и потом в парке, благо погода была хорошая. При выходе с удовольствием купили все фотографии, на которых смогли себя обнаружить, стоимость 6 евро/штука.

Продолжая парковую тему, потихоньку добрались до садов Мирабель. Надо сказать, сады в этот день вполне соответствовали своему названию: светило солнце, журчали фонтаны, цвели деревья и играл оркестр. Сидя на скамейке с видом на крепость Хоэнзальцбург мы пытались запечатлеть это мгновение в наших сердцах.

Быть в Зальцбурге и не побывать в доме, где родился Моцарт, наверное, не очень благоразумно, особенно для человека, 7 лет своей жизни посвятившего музыкальной школе и учившего когда-то биографию гения на “любимом” предмете – музыкальной литературе. Ну что я могу сказать, если б я платила отдельно за вход в данный музей, я бы очень обиделась. А поскольку по Зальцбургской карточке мы зашли туда бесплатно, то просто остались слегка в недоумении. Смотреть внутри было абсолютно нечего, за исключением туристов опять-таки откуда-то с востока, пытавшихся в интересной позе рассмотреть картины, повешенные в одном из залов вверх ногами.

Тема Моцарта вообще сквозит в Зальцбурге (да и в Вене тоже) абсолютно везде: к концу второго дня пребывания в этом гостеприимном городе начинает казаться, что Вольфганг Амадеус преследует вас повсюду. Вы можете также встретить на улочках Зальцбурга странный памятник какому-то стареющему трансвеститу: не пугайтесь, это тоже Моцарт, просто так его себе представил гениальный скульптор. Также кругом можно видеть множество глобусов с разнообразными надписями, мы их называли “глобусы Австрии”. В общем, кому что: Мюнхену – львы, Зальцбургу – глобусы, а Шурику – зажигалку с символом еще не начавшегося чемпионата мира по футболу.

Шуркинская фраза дня про местную кухню (дегустировался венский шницель): “Ты знаешь, а он, кажется, из натурального мяса…И вкусный”.

 

18.04.06

Бедной хозяйке пансиона, замучавшейся вставать ни свет ни заря готовить нам завтрак к 7-ми часам, наконец-то выдан секрет:
– Я смотрю, вы ранние пташки…
– Да понимаете, просто Зальцбург отстает на два часа от Москвы и для нас сейчас 9.
– А-а, вот в чем дело. Век живи – век учись.
– Кто рано встает – тому Бог подает… (пригодились-таки выученные пару лет назад немецкие пословицы).

Вдохновленные удачным объездом платной автомагистрали при въезде в Зальцбург, просчитываем на навигаторе халявный маршрут до Вены. Разница получается в 60 км. Фигня, Шурик, что такое 60 км, зато кто-то писал, что по обычной дороге ехать красивее. В конце концов, Суворов тоже не по прямой автомагистрали через Альпы проходил.

А ехать действительно было сказочно красиво: вот над вами возвышается замок Хоэнверфен, вот бежит изумрудная горная речушка, там вдали кто-то еще катается на лыжах, а здесь зеленеют альпийские луга и смыкаются над головой отвесные скалы. Здесь же нами, кстати, была встречена Нива с австрийскими номерами, и наша машинка, почувствовав себя уже не такой одинокой на чужбине, резво проходила серпантины. Красоты-красотами, но если поджимает время – езжайте по автобану, у нас на дорогу ушло около 6 часов.

Движение в Вене напоминало российское: нервные водители, пробки, в общем, дорожный хаос. Пансион Mailberg в Вене (бронировался через www.hostelworld.com) меня привлек дешевизной (50 евро/сутки, без завтрака), удачным местоположением (метро в 5 минутах ходьбы, до центра 4 остановки) и тем, что, по словам хозяйки, с парковкой у них проблем нет.

Проблема была, и была огромной, припарковаться после долгих поисков удалось только в двух кварталах от пансиона. Следующие 2 часа занимались тем, что выискивали место для машины поближе, чтоб была на глазах. После 3-4 рокировок поставили-таки под окнами, отвоевав место у менее расторопного водилы. Тут выясняется, что машинку нам еще и успели чем-то испачкать непонятным. Ну все, Шурик Вену невзлюбил. Позднее обнаружили рядом подземную парковку, но переставлять уже было лень, да и под окнами хорошо расположились.

Успокоив нервишки и перекусив, едем в центр. Для поездок по Вене брали карточку на 24 часа. Есть и комбо карточка (транспорт+музеи), но нам было брать ее не выгодно. Подробнее о билетах и транспорте здесь: www.wienerlinien.at. В Венском метро в информации можно бесплатно взять карту метро и карту центра города с достопримечательностями. Вышли у собора св. Стефана.

Скажу сразу, не отсюда бы я начала осматривать Вену, если б довелось все вернуть назад. Здесь у меня было такое ощущение, наверное, как у Карлсона, которому вместо 8-ми пирогов с 1 свечкой досталось наоборот. Свободная от карет сторона собора была в лесах, а свободная от лесов жутко воняла (кругом лужи от лошадей, в Зальцбурге такого не было, было идеально чисто…).

Внутри собора шла месса и весь собор, за исключением 3-4 метров от входа был закрыт “противотуристической” решеткой, куда пропускали только пришедших помолиться. Где-то, наверное, это правильно, ибо попадаются и дикие туристы (как та женщина в Зальцбурге), но где-то и неправильно, так как в большинстве своем все-таки туристы с уважением относятся к чувствам верующих и не создают им неудобств. На площади перед собором танцевала молодежь и выколачивала из зевак деньги (Ну что, Вы хотите, чтоб мы еще станцевали? Ну, тогда мы тоже хотим увидеть побольше денег). Нет, как-то не так мне все это представлялось.

Погуляли по окрестностям, наткнулись еще в одном соборе на антитуристические решетки и решили отложить все на завтра, утро вечера мудрее, тем более, что все уже закрыто.

 

19.04.06

Еще дома этот день планировала провести следующим образом: обязательно Шёнбрунн (www.schoenbrunn.at), обязательно Хофбург (www.hofburg-wien.at) и прогулка по Дунаю, ну, а остальное – как получится. В Шёнбрунне каждый уголок дышет Марией Терезией, “единственным мужчиной в императорской семье”. Совет по аудиогиду: на кнопку play нажимать возле уха, болтать начинает моментально. На выбор предлагается ряд входных билетов и лучше заранее определиться, что конкретно вы хотите осмотреть. Ну а Хофбург – это, в первую очередь, конечно, Франц Иосиф и Елизавета (Сиси).

Если в Зальцбурге сувенирно “насилуют” Моцарта, то в Вене его участь разделяет Елизавета. Перед посещением Хофбурга стоит почитать что-нибудь про трагическую судьбу имперской четы, будет гораздо интереснее. Аудиогидов на русском нет, можно взять тексты. Запомнился наборчик для омовения ног в музее Императорской серебряной коллекции, вернее, то, что к нему написано на стенде: для этой церемонии приглашали беднейших старейших жителей города, шел пир, во время которого знать и император наедались досыта (а старейшинам не давали есть), а после пира у всех на глазах император омывал ноги старейшинам… Лучше б накормил, на мой взгляд.

Хотели прокатиться/прогуляться по Рингштрассе, но сначала доехали до пристани, покататься по Дунаю. И сдался нам этот Дунай… На беглый взгляд поездка должна была продлиться 1,5 часа (Хундертвассер тур) и по ходу пути можно было посмотреть ряд интересных достопримечательностей, а также при желании посетить музей Хундертвассера. Дунай был далеко не голубым, а, как и все речки на нашем пути, буро-зеленым. Берега канала – грязными. Поездка оказалась скучной. Лучше всего ее характеризовала беседа молодой пары рядом с нами:
Она: “Скучно”.
Он, зевая: “Да не, нормально. Нормальная поездка”.
Беседа повторялась с интервалом минут в десять.

А вот с длительностью я прокололась: 1,5 часа длилась только часть поездки до дома Хундертвассера, а еще 1,5 часа мы ехали обратно, плюс стояли у музея около 40 минут. Если б не обед в ресторане на борту (кстати, замечательно вкусный и недорогой, 41,9 евро), было бы безумно обидно за потраченное время и деньги. Рекомендуем капитанский кофе (крепкий кофе, взбитые сливки, ром) – нам очень понравился. Там, кстати говоря, работала замечательная официантка: говорит на 7 языках, на русском практически без акцента.

Ну вот, время уже двадцать минут шестого, а я обязательно хотела попасть в императорский склеп (www.kaisergruft.at). Бегом сломя голову мчимся к церкви Капуцинов, еле-еле успеваем. В спорах о гербах и коронах на гробницах совсем забываем о времени, пока за нами не спускается служащий и не намекает прямым текстом, что пора бы и честь знать.

Разговор на выходе:
– Ну как, всех нашли?
– Ага, все на месте…

Ну вот, время безвозвратно потеряно на теплоходе, и все уже закрыто. Остается только с сожалением и тоской прогуляться по Венским улочкам, полюбоваться архитектурой. Обилие фонтанов со странной архитектурой (в виде груды металлических балок, к примеру) наводило на мысль, что здесь живет какой-то родич Церетели. И тут наконец-то мы выходим туда, откуда я хотела бы начать осмотр австрийской столицы: народный парк, ратуша, бургтеатр… Вот именно такой мне представлялась Вена: старинной, изысканной и прекрасной. Но прогулка по Дунаю окончательно подмочила репутацию Вены в глазах Шурика, и он уже не замечал красот, а только бурчал и портил мне настроение. Единственным желанием его было убраться из Вены на утро пораньше, без пробок.

 

20.04.06

Без пробок не получилось даже с утра… Нервные и злые прорываемся на автобан… забыв купить виньетку. Вернее, забываю я, Шурик просто не в курсе. Опасаясь неадекватной реакции, молчу о необходимости куда-нибудь свернуть и раздобыть виньетку…

После получаса молчания:
– Ты чего молчишь?
– Да так, думаю, где штраф платить придется…
– Какой штраф?
– За проезд по автобану без оплаты.
– Должен быть пункт сбора денег!
– Кому должен?

И каюсь, граждане, проехали без оплаты. Честное слово, в следующий раз обязательно заплачу.

В Ингольштадт добрались достаточно быстро. Я вообще-то планировала приехать в город поздно вечером, проведя еще день в Вене, и Ингольштадт рассматривался исключительно как пункт ночевки, соответственно, и гостиницу брала на окраине (Etap www.etaphotel.com, 37 евро без завтрака). Но Вены меня лишили, а в Ингольштадте мы были далеко от исторического центра, ехать куда-то совсем не хотелось, поэтому просто отдыхали. Кое как разобрали/разложили сувениры, отмыли машинку от Венской грязи, дали отдохнуть порядком подуставшим ножкам…

 

21.04.06

На сегодня наш путь лежит в Берлин через Дрезден и Штольпен. Заезд в Дрезден был исключительно ознакомительным, мы не ставили себе целью осмотреть весь город за пару часов. На стоянке на театральной площади рядом с Цвингером были места, но как к ним подъехать, было непонятно, поскольку все подъезды были перерыты. Решив не насиловать навигатор, оставляем машину просто на улице.

Шурика весь час-полтора, который мы гуляли по Дрездену, мучал вопрос: почему на остальных улицах было забито, а здесь пусто, всего пара машин, вдруг машинку “обшлепают” (от немецкого abschleppen – эвакуировать), и мы будем ее разыскивать? Гулять спокойно в такой обстановке, разумеется, невозможно. Поэтому пробежавшись по Цвингеру (там, кстати, до сих пор сохранилась послевоенная надпись: “Музей проверен, мин нет”), стащив горсть земли с газона у Дворца-резиденции (коллега просила привезти кусочек Родины; кстати, Дворец вроде обещают к осени открыть для посещения) и сделав вывод, что мы сюда обязательно приедем с нормальным визитом, двигаемся в городок Штольпен к одноименной крепости.

Пока стоим у парковочного автомата, прикидывая, сколько времени займет осмотр крепости, к нам подъезжает машина, протягивается парковочный талончик со словами: “Держите, сэкономите 2 евро”. Поблагодарив, изучаем талончик. О, да мир не без добрых людей, нам спонсировали стоянку до вечера!

Штольпен (www.burg-stolpen.de) так бы, наверное, и осталась всего лишь одной из многочисленных крепостей Германии, если бы в свое время курфюст Саксонский и король польский Август Сильный (именно он построил знаменитый Дрезденский Цвингер и превратил Дрезден в центр барочного искусства; кстати, в Кремле как раз открылась выставка его Кабинета драгоценностей) не заточил в нем свою любовницу, Анну Козель.

Трагическая судьба красавицы, проведшей 49 (!) лет в мрачной крепости, произвела на меня большое впечатление еще в школе, когда мне в руки попала книжка Ю.И. Крашевского “Графиня Козель”. После роскошных дворцов запереть в таком мрачном месте мать своих троих детей – слишком жестоко, на мой взгляд. Подумаешь, не отдала обязательство жениться… А вот любила она Августа, несмотря ни на что, до самой своей смерти. Сложная штука жизнь. Говорят (но это легенды, документальных фактов нет), после смерти Августа Анне предлагали свободу, но она отказалась, сказав, что ей жить-то недолго осталось. Но по иронии судьбы она прожила очень долгую жизнь.

На полянке для немецкоязычной группы виртуозный экскурсовод красочно, почти в лицах расписывает печальное завершение 8-ми лет триумфа графини. Ну да ладно, хватит о грустном.

Надо отдать должное и самой крепости: даже без знаменитой узницы она представляет собой исключительное творение из базальта на базальтовой скале. Чем смогли обработать базальт для постройки крепости – не известно. Мы сошлись на мнении, что его просто как-то откалывали, ибо “кирпичики” не особо обработанные.

На территории крепости можно увидеть интересный природный памятник – базальтовые столбы. Сам городок был в этот день тихим и пустынным. Даже попытка найти хоть кого-то в кафе, где предлагалось мороженное со свежей клубникой, не удалась. На крики “Есть кто живой?” так никто и не вышел.

В Берлин навигатор выводил на магистраль какими-то местными тропами, на которых, судя по всему, иностранцы (а тем более на русских машинах) не очень часто попадаются: во встреченной нами полицейской машине полицейские даже показывали на нас друг другу пальцами, настолько удивились (а может, испугались?). Вообще для немцев такое поведение не характерно, машинка привлекала к себе внимание, но рассматривали ее и на стоянках, и на дороге всегда “исподтишка”, как бы невзначай. Ну да ладно, нам не жалко.

 

22.04.06

Так, пятый раз в Берлине, а ни одного сувенира дома нет, непорядок. Едем исправлять данную несправедливость. Ну и по магазинам прошвырнуться заодно не помешает. Далеко все равно не отлучишься: с определенного времени нужно было сидеть дома и ждать, пока за нами заедут и отвезут на дачу. Нет, не картошку сажать, а просто отдохнуть. Хотя среди толпы людей, которая там собралась (крепки у них родственные связи!) нашлись и те, кому хотелось поорудовать лопатой. Эх, давно мы не парились в баньке, да еще и под Ораниенбургом: экзотика!

 

23.04.06

Старшее поколение с утра пораньше взялось за работу: а как же, копать/сажать пора. Нет, дачники – это особая порода людей, интернациональная, стремление добыть что-то своим, тяжким трудом даже ввиду отсутствия таковой необходимости у них неистребимо. Ну и ладно, нам сегодня на другую дачу, вернее, в загородный дом.

По пути лежит Ораниенбург, спонтанно решаем заехать в концлагерь “Заксенхаузен”. Да, сюда бы тех козлов, которые кричат про немецких защитников и советских завоевателей (об этом позже, в Мальборке…). Полезная с точки зрения исторической памяти, хотя и очень тягостная экскурсия. И шокирующая: в одном из бараков на одной половине располагается музей, а на другой кафе… И в этом месте, где кажется, еще до сих пор стоит трупный запах, и где так страдали люди, находились посетители, которые пили кофе и жевали пирожные. Наверное, как раз те, для кого фашисты были защитниками. Но для нас, у которых чудом выжили близкие в концлагерях, это было дико. А еще дико было видеть брошенные в камеры монетки… Кто-то захотел туда вернуться?

Проезжаем мимо дворца Ораниенбург, но после концлагеря что-то не очень хотелось туда заходить. В гостях у наших очередных радушных хозяев под запахи жарящейся на гриле рыбки, ароматы шашлычка и пение соловьев в приятной беседе тягостное впечатление исчезает, уступая место легкой грусти: завтра двигаем домой.

 

24.04.06

В гостях у старого Евросоюза хорошо, но мы едем в еще неоперившийся… В Польшу, иными словами. Любуемся напоследок немецкими красотами, а машинка наслаждается немецкими дорогами. На погранпереходе в Щецине ничего особо не спрашивают, ничего особо не досматривают. Пока ждем документы, пытаемся понять, откуда знаком город Щецин. А, вспомнили, отсюда родом наша великая императрица.

Эх, Польша, Польша… Два года назад она на нас произвела очень приятное впечатление, а сейчас… “И надолго Вы к НАМ, в Евросоюз?” – помните вопрос на польской границе? Ребята, Вам до Евросоюза так же далеко, как и нам. Ну где в ЕС Вы видели старичков, рыщущих по мусоркам в поисках алюминиевых банок? И многое-многое другое, на что не обращали раньше внимания, сейчас звучало жутким диссонансом с постоянным упоминанием “всуе” Евросоюза.

На территории Польши навигатору уже слепо доверять нельзя, приходится доставать карты и зорко “бдить”. При подъезде к Торуни прямо перед нами медленно, с достоинством переходит дорогу черная кошка. Причем была пустая дорога, и она сидела и явно выжидала нас. Гостиница, в которой я планировала остановиться в Торуни, на мой запрос не ответила, но мы планировали разобраться на месте. Выбрались на нужную улочку и… выехали по ней из города, так и не обнаружив искомой гостиницы. Вернуться или не вернуться, вот в чем был вопрос. Перекусив и отдохнув где-то на обочине, приходим к выводу, что ну ее, эту Торунь, с ее черными кошками, мы поедем на день раньше в Гданьск. Хотя там было чего посмотреть, проезжали рядом с красивым историческим центром, да и коллега там зимой была, расхваливала.

В Гданьске нас, разумеется, еще не ждали, но к счастью оказался один свободный номер. Платой за более ранний приезд оказался менее уютный корпус гостиницы “Villa Angela” (www.villaangela.pl), 160 злотых за номер с завтраком. В общем-то, не страшно, так как в этом корпусе тоже неплохо, но в первом было гораздо уютнее (мама там зимой останавливалась) и тише (он дальше от дороги).

Стоянка во дворе бесплатно, двор на ночь закрывается, так что машина в сохранности (выдают ключ от калитки и от корпуса, так что сами можете гулять сколько угодно). В принципе, все о.к., но что не понравилось, так это то, что на вопрос, могу ли я оплатить по карточке (а они их принимают!), девушка на ресепшн ответила, что они предпочитают наличные, через дорогу банк, где можно их снять. Вот это покоробило, в нормальном Евросоюзе я такого бы не услышала, там обычно интересуются предпочтением клиента. С наличностью у нас были проблемы, а снимать их с карточки я не имела не малейшего желания. Но идти к хозяевам гостиницы и разбираться не хотелось, настроение было бы окончательно испорченным.

 

25.04.06

Просыпаюсь, смотрю в окно и… ничего не вижу. Со зрением-то у меня как раз все в порядке, а вот с погодой не очень. Туман стоял такой, что далее балкона ничего не было видно. Часам к 11-ти появилась надежда, что пока мы дойдем до центра, он окончательно рассеется. Ха, не тут-то было, он потом вернулся еще часика на 2.

В гостинице можно взять брошюрку “Лучшее в Гданьске” с описанием достопримечательностей и картой и руководствоваться ей при прогулке по городу (такую же брошюрку нам еще подарили в паре сувенирных магазинчиков, увозили целую коллекцию). Курс обмена валюты во всех встреченных нами пунктах был одинаков и без обманных уловок (как когда-то в Кракове).

О Гданьске я очень много слышала, что этот город – один из красивейших в Европе. Но мне понравились только две улочки: Длуга и Мариацкая с близлежащими к ним достопримечательностями. Красивые, ухоженные дома богатеньких патрициев, чистенько… Было интересно, почему же Золотые и Зеленые ворота по цветовой гамме абсолютно не соответствуют своему названию, но из брошюрки этого было не понять. Ну, и конечно же, прекрасные костёлы. Для Польши это предмет особого значения. В костёлах неизменно кругом портреты покойного Иоанна Павла II с его изречениями. Нет, я не спорю, папа был очень хороший и много сделал примечательного за время своего папства, но как-то уж очень они его… боготворят, буквально делают из него кумира.

Архитектура остального города хотя тоже интересна, но как-то из-за своей неухоженности и не очень чистых улиц впечатления не произвела, да еще и богат Гданьск бомжеватого/алкоголичного вида личностями, подходившими клянчить деньги/сигареты. На набережной реки Мотлавы к вашим услугам множество ресторанчиков и прогулочных катерков, а также символ Гданьска – Журавель. Если время позволяет, обязательно стоит посетить океанографический музей с великолепным морским аквариумом в Гдыне и прогуляться по молу в Сопоте (сами там не были, но маме зимой очень понравилось).

 

26.04.06

“Простите, а церковь тоже я разрушил?”
“Нет, это сделано до Вас, в 20-м веке”.

В Мальборк выезжали с утра опять в условиях весьма ограниченной видимости (интересно, у них всегда туманы, или только нам так везет?), но в Мальборке туман уже рассеялся. Стоянка есть прямо возле замка, информацию о замке/стоимости билетов и прочую полезную информацию можно найти на сайте города на русском языке. Когда-то столичный центр государства тевтонского ордена является поистине монументальным памятником и вызывает искреннее восхищение.

История его возникновения также весьма занимательна, о ней вам обязательно расскажет экскурсовод. Нам с экскурсоводом повезло: хотя в этот день она работала на польском языке (график у нее чередовался: день на русском, день на польском), она старалась по максимуму дублировать для нас информацию на русском (помимо нас, там была еще польская семья), а также все время повторяла, какая у нее сегодня замечательная группа, русские и поляки вместе; и какие мы все-таки молодцы, что приехали полюбоваться на Мальборк.

Был забавный момент, когда мы осматривали выставку изделий из янтаря. Гид спросила нас, были ли мы в Янтарной комнате в Екатерининском дворце. Разумеется, мы были, нас она очень впечатлила.

И тут между гидом и нашими поляками состоялся краткий разговор, который, как сказал бы М. Задорнов, должен заставить нас почувствовать гордость за свою страну:
– Янтарная комната? Так ее ж не нашли.
– А они новую сделали.

Мы не ощутили неприязни к себе даже в момент рассказа о том, как были произведены самые значительные разрушения в замке, силами советских войск. Позднее, когда я читала приобретенную в замке книгу Мариуша Межвиньски “Мальборк. Замок Тевтонских рыцарей”, я буквально споткнулась о следующую фразу: “Сильно фортифицированный в конце 2 мировой войны Мальборк оказывал яростное сопротивление осаждавшим его войскам Красной армии. Немецкие ЗАЩИТНИКИ отступали к замку. Взятие города произошло ценой разрушения давней застройки Старого Города и многих бесценных частей замка”. Вот так вот, господа, фашисты были защитниками, а Красная армия завоевателями.

Данный настрой, по словам многих туристов и экскурсоводов, преобладает в нынешнее время в Польше, нам повезло, мы с таким не столкнулись. Вопрос правомерности и необходимости проведенных разрушений будоражит еще многие умы, но ведь была война…

Замок интенсивно реставрируется и вам также предоставляется возможность сделать небольшой денежный вклад в великое дело. С замком связано множество легенд, и, разумеется, экскурсовод не сможет вам всего рассказать, а соответствующая книжка продавалась только на польском языке. Мальборк великолепен, представляю, насколько он изумителен во время ночных экскурсий (а там есть и такие).

 

27.04.06

Домой. По ужасным узким ремонтирующимся дорогам. Под постоянно моросящим дождем. Но на подъезде к погранпереходу дорога радует: ровное покрытие и ни души, мы что, одни в Белоруссию едем? Как бы не так, на погранпереходе Берестовица/Бобровники очередь. Впрочем, очередь рассосалась довольно быстро. Да и саму границу тоже прошли быстро. Никаких страшилок опять рассказать не могу, к счастью. И опять наблюдаем “Белорусское чудо”: куда подевались тучи – непонятно, светит солнце, голубое небо и бескрайние зеленые поля. И шикарная дорога с ровным покрытием. И без даишников.

До дома добирались без длительных остановок/ночевок. Километров за 350 до дома начали досаждать родные продавцы полосатых палочек. Первый аж выбежал нам навстречу в населенном пункте с радаром (видимо, чтоб побольше скорость засечь), во втором часу ночи. Хорошо, перед нами перестроилась какая-то машина в наш ряд и мы притормозили. Гаишник, правда, попался добрый, спасибо ему большое. Сто рублей нам не жалко, вошел в положение, что мы уж ехали на автопилоте. А не успели бы притормозить до 98 км/ч, разговор бы шел совсем о других суммах.

Ладно, пора опять ехать по правилам. Не помогает. Километров через 50 тормозит очередной гаишник. Проверяет документы, удовлетворен, Шурик возмущается. В машине переходит на нецензурную брань. Вот ведь, почти 7000 км проехали без проблем, а тут до дома доехать не дают. И опять очередной гаишник машет палочкой. Проверяет документы и принюхивается.

– Ну чего, Вам сразу в трубочку дунуть, или как?
– Да лучше сразу.
– А откуда у вас трубочка-то. Вам всего их выдали n-штук, наверняка у Вас неофициальная…

После “продувки” и неудовлетворяющего гаишника результата он все-таки сознался, что трубка неофициальная. А что делать, говорит, приходится самим выкручиваться. Норму за три часа по встрече с гаишниками мы перевыполнили. И наконец-то добрались к 5-ти утра домой.

Дом, милый дом. Можно и поспать. Кто-то засыпает с мыслью, что наконец-то он доехал, а кто-то уже планирует следующий отпуск. Нет, надо срочно нанимать инструктора и восстанавливать водительские навыки (права-то есть, а вот как ездить – уже не помню). Вдвоем за рулём все же проще…

 

Для путешествующих на “четвероногом” друге

 

Грин-карта

Грин-карту на машину оформила в РОСНО за 5 дней до начала поездки, обошлась в 46 евро на месяц (у нас было 18 дней, но она либо на 15, либо на месяц) на всю Европу, включая Белоруссию. Ранее этого срока не оформляют, только по официальному запросу из посольства. Нам при оформлении визы не понадобилась.

 

Проезд по Белоруссии

Платная дорога, до Бреста 4 пункта, на каждом платили по 14 рублей. В одном из отзывов читала, что с граждан РФ этот сбор берут только в рублях РФ, так что учтите.

Квитанцию с первого пропускного пункта обязательно сохраняйте до пограничного перехода, она является подтверждением длительности Вашего транзита через территорию Белоруссии, от этого зависит величина сбора за транзит.

Сутки транзита – 5 долларов/4евро. Также на погранпереходе платится местный сбор “за пользование инфраструктурой”. На погранпереходе Славатыче-Домачево он составляет 4000 белорусских рублей (эквивалент 2 долларов, оплата через банковские отделения на п/п). На обратном пути на п/п Берестовица/Бобровники оплачивали только транзит, без местного сбора.

При оплате бензина в рублях РФ сдачу выдадут белорусскими рублями (учтите, если даете крупные купюры), при расчете в долларах/евро – обычно сдача в той же валюте, мелочь получите в белорусских рублях. Средняя стоимость 95 бензина – 22 рубля.

Вот, собственно говоря, и все. Ни о каких засадах/вымогательствах написать не могу – не сталкивались. Задавали пограничникам нормальные вопросы – получали нормальные ответы.

 

Проезд по Польше

Ну, о специфике езды по Польским дорогам уже много сказано. В принципе, нужно быть просто морально готовым к тому, что навстречу по вашей полосе мчится грузовик и возвращаться на свою полосу при виде вас не собирается, лучше молча сдвинуться на обочину (благо, у них она в большинстве случаев широкая). А так – у нас порой и хуже ездят.

Наблюдение за вождением поляков позволяет сделать вывод, что народ стал жить лучше: 2 года назад правила соблюдались, а тут никто не обращал внимания на ограничения скорости/запрещение обгона, значит, есть деньги на штрафы. Организация движения в городах какая-то бестолковая, пробки в городах в любое время суток.

Идеальный вариант езды по Польше – пристроиться за фурой, если где радар – за фурой не засекут, а едут с нормальной скоростью. Этого принципа мы и придерживались, “поймали” фуру и ехали за ней с постоянной скоростью до платной дороги. Фура, правда, с десяток раз пыталась нас пропустить, но мы отказывались.

От Познани (если правильно помню) почти до Франкфурта-на-Одере платная автомагистраль, оплата – 3 раза по 11 злотых (принимают и кредитки), ехать приятно. Если у вас на заправке не приняли к оплате кредитку (банк, говорят, не отвечает, но это было единственный раз) – лучше иметь при себе наличные злотые, евро у нас приняли по грабительскому курсу. Хотя по-любому не любят они безналичные расчеты, налоги, видимо, оптимизируют.

Много предупреждающих знаков в опасных местах с указанием того, сколько там было забитых, и сколько раненых. В общем-то, может, и информативно, но когда мы ночью первый раз увидели черепушку на знаке и не разобрались, что там написано, было не по себе.

Стоимость бензина Eurosuper 95 4,15-4,29 злотых.

 

Проезд по Германии

Комфортный и приятный даже там, где двухполосная дорога или идет ремонт. Водители, как правило, очень вежливые. Пропускали порой даже там, где у них приоритет. Наслаждайтесь!

Не забывайте, однако, что парковка по российскому принципу “если нельзя, но очень хочется, то можно” здесь не пройдет – “обшлёпают” (эвакуируют в смысле).

Стоимость бензина Super колебалась в пределах 1,34-1,39 евро. Кстати, на их бензине машина шла хуже. Что-то там в разнице измерений октанового числа у них и у нас. Надо было покупать 98 (ну, это мнение Шурика, но я такой подход зарубила на корню).

 

Проезд по Австрии

Как-то менее комфортно, чем по Германии, но тоже ничего. Планируете ехать по платному автобану – не забудьте заблаговременно приобрести виньетку. Продается на всех немецких заправках, расположенных вблизи границы, ну и на австрийских, само собой. На автобане замечена уйма радаров. Стоимость бензина Super колебалась в районе 1,14 евро.

 

Навигация

Для поездки был куплен GPS приемник GlobalSatBT 338, программное обеспечение TomTom Navigator 5.21 (Западная и Восточная Европа). Используемый КПК – HP iPAQ2210. Приемник спокойно можно кидать в бардачок, ловит без проблем. Теряет спутники в длинных туннелях, быстро восстанавливается.

К программному обеспечению по Западной Европе никаких претензий, на 99% точен (не было только одной развязки по нашему маршруту, но она и построена была совсем недавно для объезда ремонтируемого участка дороги J).

Для Польши лучше купить Mapa Polska, но у меня грузить ее через инет не по выделенке времени уже не было. В общем-то, затраты, сравнительно небольшие (к тому же, это не на один раз приобретается), и себя вполне оправдывают. Правда, к указаниям навигатора требуется адаптация: к примеру, при словах “Держитесь левее” не стоит воспринимать их буквально, нужно просто не ломиться в правые повороты

 

Километраж/Затраты на бензин

Пройдено около 6800 км (плюс-минус 100 км, точно не засекали). Если нет навигатора, для планирования поездки удобно было очень использовать сайт www.falk.de, он и точнее, чем наш www.avtotransinfo.ru, да и карту проезда/подъезда можно посмотреть и распечатать. На бензин потрачено в рублях 17300 (могло бы быть и меньше, просто платили по рублёвой кредитке) или порядка 500 евро.

 

Средство передвижения

А ездили мы на ВАЗ 21101, 2005 года выпуска. Машинка ни разу не подвела в поездке, за что огромное ей спасибо. Чувствовали мы себя в ней вполне достойно.

Значка “покорительница Альп” мы в дороге не встретили, пришлось обойтись наклейкой с пожеланием счастливого пути от замка Хоэншвангау. Так что если у вас не иномарка – это еще не повод отказать себе в увлекательном путешествии.

Рубрика: Отзывы о Польше

Похожие отзывы:



Популярные страны

Контактная информация

Email: info@vita.ua

Время работы: пн…пт 10:00—20:00
Оформить загранпаспорт
Оформить визу